Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Все новости
Отчего затонул траулер «Дальний Восток» или концы в воду
04.04.2015
Многим нашим читателям сильно не понравилась экспертная версия случившегося, которую мы изложили в новости «Большинство погибших членов экипажа траулера «Дальний Восток» – граждане Мьянмы» от 02.04.2015.

Некоторые эксперты, с которыми мы беседовали, предположили, что затопление траулера было преднамеренным. 

То, что экипажи, бывает, имеют основание утопить собственное судно – не новость. Однако в данном случае погибли члены экипажа. Утопить себя ради чего бы то ни было?.. Не вписывается в логику мошенничества. На это эксперты ответили, что в экипаже было много иностранцев. Многонациональная команда – это всегда дополнительные риски, и на «Дальнем Востоке» они реализовались.

Мы не утверждали и не утверждаем, что так оно и было. Мы о другом.

Как показывает отечественный и международный опыт расследования причин резонансных происшествий на море, никого эти причины не интересуют. Все, кто имеет отношение к случившемуся, озабочены одним: спрятать концы в воду.

В качестве примеров можно привести катастрофу с «Булгарией» и японским контейнеровозом  MOL Comfort. 

Про наш пассажирский теплоход все более или менее слышали, а о контейнеровозе напомним: гигантское судно разломилось надвое в Аравийском море при шторме с волной 6 баллов. Обе половинки дрейфовали, пока   за них не взялись спасатели. Одну половинку они утопили, а другую сначала сожгли, а затем утопили.

Предлагаем поэтому нашим читателям провести собственное расследование крушения «Дальнего Востока». По факту оно уже началось. Приводим первые комментарии читателей и предлагаем остальным присоединяться.

Начальник радиостанции
Интересно что за эксперты. Очень тупые, редакция тупая, если такое мнение на их взгляд. На морском сайте быть такими тупыми.... Возьмите на работу бывшего моряка. Наверняка у вас в редакции такого нет.
________________________________________
Начальник радиостанции
Причины катастрофы. (Из неофициальных источников) Запас топлива – 50 т. Балласт – 0 т. (если нет топлива, необходимо брать балласт) Мороженной рыбопродукции в трюмах 0 т. Обработка рыбы в рыбцеху – в морозильных шкафах и накопителях - 70 т Один траловый мешок на промысловой палубе (не разлит) около 100 т Подъем очередного трала, в мешке 100 т. Парусность рыболовных судов. Рыболовное судно имеет высокий надводный борт. В момент катастрофы дул свежий ветер. В совокупности получился критический крен, судно легло на борт. Далее: Открытые бортовые отверстия для смыва рыбных отходов на палубе фабрики. Открытые иллюминаторы на фабрике. Открытая дверь в машинное отделение с палубы фабрики. Открытая дверь в отделение РМУ с палубы фабрики. Возможно, открыта горловина трюма номер 1 на баке. Итог: опрокидывание и быстрое затопление. Основная причина, не принят балласт для остойчивости.
________________________________________
Navigator
Присоединяюсь к Начальнику радиостанции. Просто удивительно слушать "умозаключения" экспертов, наверное таких же как тележурналист Максим Киселев, автор док.фильма "Битва за ресурс", то что он выдал на всю страну на канале "Россия 24", вообще ни в какие рамки не лезет. Радист прав, причин может быть несколько, приведших к появлению критического крена и затоплению. Но, говорить об этом сейчас, без полноценного расследования с участием специалистов, капитанов, а не журналистов, блогеров и прочая..., ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ ПРОСТО НЕЛЬЗЯ. По крайней мере из чувства такта к памяти всех погибших, виновных и невиновных. А то уже LIFENEWS обвинил капитана и старпома, правильно "мёртвые сраму не имут", вали на них всё! Нельзя так! А о редакции "В окиане море" я был более высокого мнения...
________________________________________
Бывший рыбак
Надо опросить спасённый экипаж. Определить положение вещей и фактов. Провести расчет метацентрической высоты - получить состояние остойчивости. Потом можно выдвигать версии.
________________________________________

мда... "не возможно" в школе-то учились?
________________________________________
Регистр
А может был перегруз? Судно все таки около трех месяцев занималось ловом.
________________________________________

Практически у всех БэРМэТэ излишняя остойчивость, перевернуть его - надо постараться, на них особо за h и не слдят, она всегда в хорошем плюсе. Погода была рабочая, поэтому никто не опасался за герметичность корпуса. Прав нач.рации, могли сложиться неблагоприятные условия в короткий промежуток времени и получился большой крен, а тут и полный мешок мог на борт сместиться. Такая же ситуация была и на Булгарии под Казанью (законы остойчивости действуют для любых судов), там была маленькая скорость, поворот на ветер и открытые иллюминаторы кают. Результат - судно лежит на борту и черед 15 мин. уже под водой. Так и здесь, сложилось несколько отрицательных моментов - и все. Как напмсало МЧС в новостях - судно от "опрокидывания киля", надо же было такое написать, специалисты...
________________________________________

Извиняюсь, печатал не глядя, МЧС написало: -"судно затонуло от опрокидывания киля".
________________________________________
КМ
Еще раз убедился в безграмотности редакции. Вы бы, действительно, взяли в эксперты хотя бы одного моряка (в прямом смысле этого слова), а то с Вашими "заслуженными КДП с Москвы-реки" одни конфузы.
________________________________________
капитан дальнего плавания
уважаемая редакция, ваш рейтинг падает, оказывается. не только в моих глазах. Утопить любое судно не представляет большого труда. Вы опубликуйте последнюю сводку с БАТМ "Дальний Восток" где указаны груз, судовые запасы, погодные условия, видимость, ледовая обстановка (это все указавалось в советское время, не знаю, как сейчас) и каждый моряк сам может определить возможность (или невозможность) опрокидывания.
________________________________________
Начальник радиостанции
Еще одна поправка. Почему 270 тонн сырца оказалось гораздо выше ватерлинии.Судно накануне отошло от перегрузчика, трюма оказались полностью пусты. За сутки БАТМ может выпустить 100 т морозки плюс 6 тонн муки. Буквально через трое суток никой ветер никакой улов судно бы не опрокинул, более 300 тонн груза мороженной рыбы оказалось бы ниже ватерлинии. Но обстоятельства сложились по другому. Перегруз произвели, танкер опоздал, поэтому топлива для остойчивости нет. Брать балласт забортной воды – огромные потери для производственного времени, слив балласта по правилам, занимает много промыслового времени, да и танкер должен скоро подойти. 10 апреля закрывается путина, а план еще не взят. Пошли на риск и результат. Соболезнования близким. И за тех кто в море. Помянем.
________________________________________
КМ2
Похоже к-н совсем не знал своё судно, раз так рисковал. Но почему не рискнули сыграть тревогу по оставлению судна? За 10-15 минут тревоги дохера людей можно спасти.
________________________________________
Начальник радиостанции
СМИ сообщили что не было сигнала SOS. На 500 kHz SOS отменен. Сообщаю данные согласно радиопереговорам из ОМЭ. В районе экспедиции Было аварийное оповещение в ЦИВ на 70 канале и 2187,5 kHz. Весь эфир на УКВ каналах был заполнен авариными переговорами, очень много судов в районе. Срабатывание АРБ в этой ситуации не нужно, это дальнее обноружение и оповещение.
________________________________________
Бывший старпом траулера
Два не разлитых трала на палубе одновременно? Каждый по 100 тонн рыбы? Сказки какие то рассказываете! Нет таких мешков. 40 тонн максимум.
________________________________________
S&R
Начальнику радиостанции. Вот это уже ближе к делу, спасибо за информацию. Помянем.
________________________________________
сейлор
заложил на циркуляцию портики вцеху открыты баласта ноль топлива нет +трал на палубе тонн 80 под 100не вытащишь за пришивную строп не достанет ветер вборт и оверкиль!Яходил на батах в тихом в6балов ставиш трал в7 выборка
________________________________________
БЫВАЛЫЙ
НАЧАЛЬНИК РАЦИИ НАПОРИСТ И ПОХОЖ НА ВОЙТЕНКО: ОБО ВСЕМ СУДИТ С УЧЕНЫМ ВИДОМ ЗНАТОКА. НО ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОСТОЙЧИВОЧТИ В БУРСЕ НЕ УЧИЛ, НЕ ЕГО ПРОФИЛЬ. ЭТО СУДНО БЕЗ ГРУЗА И ТОПЛИВА ИМЕЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ НАЧАЛЬНУЮ МЕТАЦЕНТРИЧЕСКУЮ ВЫСОТУ, Т.Е. НЕОСТОЙЧИВО И НЕ МОРЕХОДНО, ЗАВАЛИВАЕТСЯ ТАК, ЧТО ДАЖЕ У ПРИЧАЛА СТРАШНО СТОЯТЬ В ЭТОМ СОСТОЯНИИ. О КАКИХ 50 ТН ТОПЛИВА РАЗГОВОР - ЭТО НА ДВА ДНЯ РАБОТЫ ОТ СИЛЫ, А ДАЛЬШЕ НА ВЕСЛАХ? КАКИЕ 70 ТН В МОРОЗИЛЬНЫХ ШКАФАХ!!! В ЭТОМ СЛУЧАЕ СУДНО ДОЛЖНО МОРОЗИТЬ 400 ТН В СУТКИ - БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ. ТРАЛ 100 ТОНН РАЗЛИТ НА ПАЛУБЕ + ВТОРОЙ ТАКОЙЖЕ ВЫТАСКИВАЮТ!! КАК ГОВОРИТСЯ: ЗАКУСЫВАТЬ НАДО, БАТЕНЬКА. ЭКА ВАС ЗАНЕСЛО. А ВОТ ПОЧЕМУ НА БОРТУ БЫЛО 132 ЧЕЛОВЕКА, ПОЛОВИНА ГАСТРАБАЙТЕРЫ ПО 100 ДОЛЛАРОВ В МЕСЯЦ? ПОЧЕМУ НА НИХ НЕ БЫЛИ ПРЕДУСМОТРЕННЫ ГИДРОТЕРМОКОСТЮМЫ - ВОПРОС ПРОКУРАТУРЫ. СУДОВЛАДЕЛЬЦЫ, ПО ИДЕЕ, ДОЛЖНЫ УЖЕ С ЗИНДАНЕ СИДЕТЬ И ПОКАЗАНИЯ ПИСАТЬ. НО, ВИДАТЬ УЖЕ ЗАНЕСЛИ, ТЕПЕРЬ ЗА ГРАНИЦУ В РОЗЫСК ОБЪЯВЯТ. А СУДНО БЫЛО КОНСЕРВЩИКОМ, РАЗ СТОЛЬКО НАРОДА, И МАЛЕНЬКИЕ ЖЕЛТЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ВЫПОЛНЯЛИ САМУЮ НУДНУЮ РАБОТУ - УКЛАДЫВАЛИ В БАНОЧКИ КУСОЧКИ РЫБЫ. А В МАШИННОМ ОТДЕЛЕНИИ НАВЕРНЯКА ТЕКЛА ДОННОЗАБОРТНАЯ АРМАТУРА, А ЭТО НЕ ЗАМЕТИЛИ, ПОКА ВОДА НЕ ПОДНЯЛАСЬ ВЫШЕ ПДИТ НАСТИЛА, КАК В МАШИНЕ, ТАК И В СМЕЖНЫХ ОТСЕКАХ. ПОЛУЧИЛАСЬ ГРОМАДНАЯ СВОБОДНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ. ТЕМ КТО ТЕОРИЮ КОРАБЛЯ УЧИЛ, ОБЪЯСНЯТЬ НЕ НАДО. КРЕН ЗАШКАЛИЛ, ПОД ВОДУ УШЛИ ШПИГАТЫ РЫБЦЕХА, ШТОРМОВЫЕ ЗАХЛОППКИ, КАК ВСЕГДА ПРИРЖАВЕВШИЕ, А ДАЛЬШЕ КАК НАЧАЛЬНИК РАДИО РАСКАЗЫВАЛ.
________________________________________
Начальник радиостанции
Еще один момент. Почему судьба выбрала именно этот БАТМ. Он по всем данным пришел из района Африки. Там флотский мазут тёплый и мертвого запаса не было. На всех БАТМ-ах в Дальневосточных морях, асфальт вместо мазута обычно лежит в танках, его даже не учитывают, списали и пусть лежит, главное грузовую марку выдерживать. Это механики должны более точно знать. У меня да сих пор не укладывается в голове, как можно БАТМ утопить. Я сам на таких проектах отработал более 10 рейсов.
________________________________________
fishman
всегда веселит высказывания прессы и тв... судно погибло из-за плохой погоды в районе промысла и столкновения с айсбергом, но еще есть 10 причин. А еще быстрое затопление судна - 15 мин?!!! Можно было всех успеть вывести из подвалов
________________________________________
Судоводитель
Зачем открывать горловину первого трюма ? Если подняли один трал 80 тонн , часть рыбы ушла в бункеры на обработку и к моменту подъема второго трала , часть рыбы была в морозильных шкафах , но это все равно высоко. Подъем второго трала массой 80 тонн + масса тралов+масса "вернувшихся" ваеров на барабанах + масса распорных досок + большая площадь парусности + достаточно свежий ветер + волна. Да если еще и пошли на циркуляцию.Этого вполне достаточно при такой загрузке , точнее ее отсутствии , нет топлива , нет (предположительно) балласта. Зимой балласт берут крайне неохотно.





Комментарии:

кмд
начальник сто процентов прав так оно и было!остальные комменты так вокруг да около!танки пусты трюм пустой полный мех на палубу тут же на постановку на разворот крен черпания воды через фабрику и пипец дальше приплыли очень жаль!!!


КЛВ
Про плохую остойчивость наверняка знали, видно сразу по характеру бортовой качки. КМД надеялся успеть обработать улов и загрузить в трюм, не хватило 3-4 часов.
кмд
да стенде онбольше 80 в сутки не морозил никогда помню по мавритании
Скачок Василий Иванович
Как ветеран ДВ-пароходства,капитана малого плавания,бывший главный инспектор ОК по капитанам ответственно заявляю-мафия бессмертна, этот БАТМ оформляли соседи-коллеги...бабло огогоо все знаю...!!!
Николай
Может стоит вспомнить как и почему погиб "Болсуновский", с тем что бы сравнить? Прибалты эксплуатируя флот в тропиках тех. состояние судов доводят до "талого" а потом скидывают. Дока наверняка не было, и остаётся только догадываться о состоянии обшивки и не надо паковых льдов что бы была нарушена герметичность корпуса.
Gavrila
Что говорить, если все продается и покупается. В РМРС работают такие же люди и ничто человеческое (взятка) им не чуждо!!! Сколько лет этот пароход ходил по морям и океанам??? Насчет его остойчивости ничего не могу сказать, но не думаю, что капитан и помощники не читали ее. Надо брать за хвост Судовладельцев, РМРС, что бы выяснить фактическое техническое состояние парохода. Не поверю, что ни у кого не осталось ремонтных ведомостей экипажа(предварительных), фотографий и т.д. и т.п. Проанализировать это и сразу будет ясно, могло ли это судно безопасно работать в море. А во всем винить капитана, как у нас любят, это дичь. Он тоже человек подневольный.
psc
Чудила на букву м,который скачеком прикрывается, ...р тебе в опу,в уши и в рот.
КМ-3
Шлюпок и шлюпбалок нет, вместо них хознадстройки, на передней площадке (перед рубкой - состогована тара). Возможно открыты в заводе шпигатные захлопки и портик(и), двери в МО и РМУ. Куток трала в 80 тон на палубе дал статический крен, а разворот судна через противоположный кутку борт с выводом этого борта на ветер дал дополнительный динамический крен, что и привело к быстрому необратимому процессу. ( По опросу капитанов в ОМЭ).
КМ-4
Возможно после выборки трала на развороте завалило параход с плохой остойчивостью
евген
А Вы спросите наБАТМ" Адмирал Колчак", они 1, 5года тому назад также тонули!Один в один.Успели воду забортную вовремя откатать с РМУ и МО.Систему управления надо менять на корню!Так что это знаковое событие! (Сам я 20лет в море отбычил)
Жекс
Не набирать экипажи; брат, сват, кум, тесть, свояк! Что потом за деревьями леса не видят!...Если после перегруза; либо после пьянки, либо обкуренные!....
Жекс
Причина.БЕСПРЕДЕЛ!
Eugene
Кто - то знает на чьей вахте это случлось?

К-н и раньше наверняка так делал, конечно, путина подходит к концу, а тут косяк попался, жалко упускать возможность, вот и забросили невод, чтобы время не терять. Это - азарт, русская сущность: Или грудь в крестах, или голова в кустах. Оказалось - не судьба, кирпич упал на голову. А он надеялся на свой пароход, что не подведет Он и спасаться не стал, он все понял и просчитал мгновенно и ушел вместе со своим судном. Такова судьба капитана.
Владимир
выборка трала(тралового мешка) происходит с использованием гиневой лебедки, блок которой находится на рубке. К этой точке и прикладывается опрокидывающий момент при выборке тралового мешка с уловом на циркуляции( чтобы освободить палубу для постановки дубля). Вот и получается: кренящий момент на циркуляции плюс кренящий момент от улова на палубе(смещенного на один борт от ДП) плюс кренящий момент от груза на гиневом блоке минус отсутствие ДТ в танках (или принятого балласта) и наличие тралового снабжения на промысловой палубе, что выше ЦТ - все негативное наложилось в один момент - судно стало не остойчивым и с учетом многих вышеуказанных факторов в комментариях - имеем то, что имеем. Пусть души погибших криком чаек будут напоминать нам о них. Светлая память!

Сегодня утром, 08.04.2015 г. в новостях по РТР сказали, что матрос с БАТМа рассказал, что во время последнего ремонта на судне "были вырезаны водонепроницаемые переборки, чтобы увеличить количество жилых помещений". Ну полная чушь. Что за "специалисты" выдают такую информаци в СМИ? Ну и как можно в таком случае верить тому, что нам "вешают" на уши?
Геннадий
Как кто думает, осмотрят ли БАТМ на грунте глубоководным аппаратом ? Здесь глубина 200 м с небольшим, Кольскую же осмотрели на глубине более 1000 м. Или потеря остойчивости станет основной причиной ?
Б-53
Особенно умиляет в прессе комменты мотористов и матросов.Все валят до кучи.И коррупция и жадность судовладельца.На судне всегда и за все отвечает капитан.И только он принимает решения.В данном случае он ошибся.Из всего прочитанного в прессе понял что танки на судне топливо-балластные.Очень удивило т.к.судно всеж таки постройки не 1957 года как мой первый пароход.На нем такая система привела к тому что в возрасте 22 года все танки сообщались между собой и это было очень большой проблемой.Всю вахту бегаешь и спускаешь отстой из расходной.Возможно с Дальним Востоком такая же ситуация.Кому захочется обводнить топливо и остановиться на промысле.Далее из личного опыта.Никогда не работал на рыбаках но несколько лет отплавал на лесовозах.Там ситуация с остойчивостью примерно аналогична.Особенно при перевозке долготья.Остойчивость на пределе.Капитаны строго предупреждают вахтенных никаких резких перекладок руля не делать.Были случаи ухода каравана за борт.Теперь о техническом состоянии судна.Если судно было куплено в 2014 году на Балтике то знаю по собственному опыту что предыдущий судовладелец никогда не будет вкладывать деньги в ремонт или техснабжение уже примерно за два года.Учитывая все эти факторы нужно быть предельно осторожным.Но море есть море.Пароходы тонули когда про коррупцию и не знали. На судах как нигде должны работать высокопрофессиональные люди.Как нам говорили когдато :в море тебе никто не поможет.
капитпн дальнего плавания
Среди спасенных старший механик и третий помощник капитана. Это офицеры, компетентные люди. наверное, среди спасшихся есть и другие офицеры. Почему нет их показаний? Показания мало компетентных матроса и моториста эмоциональны и не отражают полной картины гибели судна. Уверен, что старший механик даст исчерпывающую информацию и по судну и по причинам, приведшим к таким катастрофическим последствиям. Судовой журнал не спасли, может быть машинный журнал удалось спасти? Хватит эмоций и гипотез, давайте искать истинные причины и вырабатывать мероприятия на искоренение разгильдяйства, безответственности и непрофессионализма на флоте.
Начальник радиостанции
Очень важно узнать причину трагедии. До сих пор не известно была ли мороженная продукция на БАТМ «Дальний Восток» или нет. Судовые суточные донесения (ССД) дают на 0000(1200 utc)по Камчатскому времени. Сведения разняться и начат процесс заметания концов. Если продукцию отгрузили, но в ССД не указали? ( в ночь трагедии ССД не дошло до адресата или из за катастрофы не смогли передать). Где же все таки 1300 тонн мороженной. Это разные ситуации по остойчивости. Если мороженной в трюмах нет, это одна ситуация для БАТМ. Если 1300т. в трюмах, все бывшие КМД в один голос скажут, что БАТМ не даст критический крен.
ирина
Мужики ,хватит надеяться на "авось",лучше включайте мозги.Вы нужны нам живые и здоровые.
ирина
Мужики ,хватит надеяться на "авось",лучше включайте мозги.Вы нужны нам живые и здоровые.
ирина
Мужики ,хватит надеяться на "авось",лучше включайте мозги.Вы нужны нам живые и здоровые.
Геннадий
Начальник радиостанции затронул интересную тему. В момент гибели БАТМ рифер "Андромеда" находился в непосредственной близости, что и послужило счастливой случайностью оперативного спасения из ледяной воды ещё живых членов экипажа. Далее, рифер"Андромеда" прибыл в порт Корсаков в полугрузу ( это видно по действующей ГВЛ на видео в инете) со спасёнными моряками. В разгар минтаевой путины прибытие транспорта в порт с промысла с недогрузом - это нонсенс. Было специальное указание береговых служб срочно доставить спасённых моряков на берег. Всё это показывает на то, что перегруза мороженной рыбопродукции с БАТМ "Дальний Восток" на рифер "Андромеда" не было, и БАТМ лёг на грунт со всей своей рыбопродукцией на своём борту. А теперь, как просит нач. радиостанции, спросим бывших и действущих КМД, повлиял ли рядовой подьём трала на гибель судна в данной ситуации.
клв
При аналогичной загрузке БАТГ трал около 100 тн на палубе бортовой ветер район ЮВТО крен не более 5 градусов. Потеря остойчивости в результате поступившей в течении ночи воды в отсеки и не обнаруженной своевременно, наличие свободной поверхности. Все что поступило после критического крена усугубило ситуацию, по скудным свидетельства очевидцев судно не опрокинулось а ушло под воду кормой вперед с креном около 50 градусов на левый борт.
Мистер Икс
Матрос и моторист (закон маятника - свободы много, ответственности никакой) могут говорить все что угодно, в том числе и свои умозаключения и выводы. Им нечего терять, кроме своих цепей 3-й пом.наверняка молодой - ему еще плавать и плавать, если страх перед морем переборет. Он будет молчать, даже если что-то и знает. А вот Деду наверняка есть что скрывать, он много знает про свое судно, его заморочки и всякие прибомбасы. И ему это это, скорее всего, выйдет боком. Ему это надо? Он будет молчать. Так что интервью, кроме как, у рядового состава , брать не у кого. Вот такое умозаключение.
капитан даоьнего плавания
Согласен с вами, Мистер Икс. Проблемы никому не нужны. Старший механик, конечно, много знает и мог бы много рассказать. Но народная мудрость гласит "Много будешь знать - не дадут состарится". Не зря старших механиков на флоте дедами зовут, потому что они мудрые люди, много повидали и много знают.
Начальник радиостанции
Вопросы к такой организации: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" ЦСМС. Есть филиалы, в том числе в зоне ответственности Камчатский филиал «ЦСМС». Нам рыбака нужен ответ, что произошло, где последние координаты затонувшего судна, где координаты перегрузчика, который был рядом. Количество мороженной на каждом из бортов. Вся информация обязательно имеется с интервалом не менее 1,5 тире 4 часа. Я предполагаю, на определённом этапе опять попытаются спрятать концы в воду. Но я ходил в море, хожу и буду дальше ходить в море. И мне очень важно узнать истину!!! Не ответите, через все Средства массовой информации будете отвечать.
ДВМП
Ну а что, вопросов к тов.Скачек В.И должно быть много. Данный господин в ДВМП заработал себе репутацию взяточника, ведь именно он направлял на суда старший комсостав, а без подгона "японский параход" не получишь.
пенсионер
это огромная системная проблема, связанная с коэффициентом проницаемости рефтрюмов на рыболовных судах и достоверности "Информации об остойчивости капитану", которая и приводит к неправильному учету и расчету остойчивости судна. в 2011 году на НТК МГТУ были опубликованы тезисы ниже приведенной статьи. но за прошедшие годы ни отраслевыми институтами ни кафедрами вузов Госкомрыболовства, зная о проблеме, внимание не уделено и "Информации от остойчивости" не пересмотрены и не пересчитаны О КОЭФФИЦИЕНТЕ ПРОНИЦАЕМОСТИ ПОМЕЩЕНИЯ РЕФРЕЖИРАТОРНЫХ ГРУЗОВ Общеизвестно, что непотопляемость судна, как мореходное качество, не самостоятельно, и включает в себя плавучесть и остойчивость судна. В расчетах аварийной остойчивости судна используется коэффициент проницаемости помещения ?, который представляет собой отношение объема, который может быть заполнен водой при полном затоплении помещения, к полному теоретическому объему помещения. При этом осадка деления на отсеки ds, соответствует грузовой ватерлинии деления судна на отсеки. Правилами Регистра требуется наличие на борту судна, в зависимости от его типа и размеров, таких документов, как Информация об аварийной посадке и остойчивости судна, Информация о последствиях затопления отсеков (принимается к сведению), Схемы борьбы за живучесть и др.. Эти документы должны быть одобрены Регистром, должны позволять капитану учитывать при эксплуатации судна требования связанные с делением на отсеки и оценивать состояние судна при затоплении отсеков, должны содержать информацию о результатах расчета с указанием критических факторов и сведений, принятия необходимых мер по сохранению поврежденного судна. В Части IV Остойчивость Правил Регистра при определении начальной метацентрической высоты в расчетах остойчивости поврежденного судна поправки на влияние свободной поверхности жидкого груза, судовых запасов и балласта учитываются таким образом, как и в расчетах неповрежденного судна. Коэффициент проницаемости используется при определении количества поступившей воды в грузовое помещение по формуле р = v?ж?j , где: р – количество влившейся забортной воды в аварийное помещение; v – объем грузового помещения; ?ж – удельный вес забортной воды, поступившей в аварийный отсек; ?j – коэффициент проницаемости трюма с конкретным типом груза, или без груза. В общем случае изменение метацентрической высоты на влияние свободной поверхности высчитывается по формуле ?hсп = (ix ?ж )/? , где: ix – момент инерции аварийного помещения относительно оси абсцисс; ? - весовое водоизмещение судна. В Части V Деление на отсеки Правил Регистра в Разделе 1.6 Коэффициент проницаемости отмечается, что в расчетах аварийной посадки и остойчивости судна коэффициент проницаемости затопленного помещения принимается: для помещений, предназначенных для сухих запасов - ? = 0,6; для грузовых помещений, включая рефрижераторные при выполнении специального расчета проницаемости, коэффициент проницаемости груза должен приниматься равным ? = 0,6. Уровень непотопляемости судна определяется допустимым вероятностным индексом деления на отсеки А – при получении бортовой пробоины вследствие столкновения или навала. Допустимая степень деления судна на отсеки определяется требуемым индексом деления на отсеки – R , т.е. должно выполняться условие A ? R. Допустимый вероятностный индекс А определяется по формуле A = ? Ws , где: W – вероятность затопления отсека или смежных отсеков при получении бортовой навигационной пробоины; s – вероятность сохранения судна при затоплении отсека или смежных помещений. Суммирование ведется по номерам всех отсеков и групп смежных отсеков, результаты затопления которых оценены расчетами аварийной посадки и остойчивости. В свою очередь требуемый индекс деления на отсеки определяется по формуле R = 1 - 250/(Ls+(N/4)+375) , где: N = N1 + N2; N1 – число людей обеспеченных местами в спасательных шлюпках из общего числа людей на борту судна в рейсе; N2 – число людей (включая экипаж), которых разрешено перевозить на судне в превышение N1; Ls- длина деления судна на отсеки. В расчетах, выполненных для определения вероятности sj коэффициент проницаемости грузового помещения ?j принимается не боле 0,95 и не менее 0,60 и рассчитывается по формуле ?j = 1 – 1,2(dj – d0)/ds – 0,05(ds – dj)/(ds – d0) , где: d0 – наименьшая эксплуатационная осадка, соответствующая наименьшей возможной в эксплуатации загрузке судна с учетом жидких грузов, включая балласт; ds – осадка деления на отсеки соответствующая грузовой ватерлинии деления на отсеки. Вероятность для данного отсека принимается равным sj = 1, если аварийная посадка и остойчивость при затоплении отсека при осадке dj отвечала Требованиям к элементам посадки и остойчивости поврежденного судна и Дополнительным требованиям к посадке и остойчивости судна Правил Регистра. Однако вероятность принимается sj = 0, для любого затопления, вследствие которого: - во время промежуточной стадии затопления или при спрямлении угол крена более 20о, или угол при котором отверстия входят в воду, через которые происходит распространение воды; - в конечной стадии затопления входит палуба переборок, включая район расположения затопления отсека или отсеков; - в конечной стадии затопления угол крена более 12о, и др. На основании вышеизложенного можно предположить, что коэффициент проницаемости для аварийного грузового отсека, как для случая расчета аварийной остойчивости, так и в определении уровня непотопляемости судна занимает одно из ключевых позиций. Возвратимся к коэффициенту проницаемости для грузовых помещений, включая рефрижераторные, который Правилами Регистра устанавливается равным ? = 0,6. Следует отметить, что горькая практика участия, анализа и разбора аварийных ситуаций транспортных рефрижераторных и рыболовных судов показывает, что коэффициент проницаемости мороженого груза рефрижераторных помещений не всегда отвечает величине, установленной Правилами Регистра. Проблема заключается в том, что на практике полученная пробоина мгновенно не заделывается и поступившая забортная вода за минуты не откачивается. Необходимы многие часы, чтобы все случившееся проанализировать, мобилизовать людей (это только на берегу при отработке тревог все ретиво бегают и наизусть знают что делать с тем, чтобы побыстрей все закончить и разойтись по своим личным делам), произвести разведку аварийного отсека, определить место и размеры повреждений, обсудить и принять решение по методу заделки пробоины, определить могущие возникнуть трудности и определить методы и пути их преодоления, приготовить аварийное имущество и подручные средства, приступить к заделке и т.д. Это только малая часть основных положений в процессе борьбы за живучесть судна, требующих не малого времени. Но вы не сможете поставить, например, пластырь на ходу, необходимо погасить ход, определить место и направление дрейфа, позволяют ли глубины встать на якорь и пр. Все эти вопросы безопасной навигации также требует времени. С получением пробоины, например в трюме, изменение осадки судна в сторону увеличения может прекратиться, если производительность осушительных средств справляется с количеством поступающей воды. Но если по замерам вода продолжает поступать с одновременным осушением аварийного трюма, и осадка судна увеличивается, это подтверждает значительные размеры пробоины. Ни размеры повреждений, ни месторасположение их в загруженном рефрижераторном помещении изнутри не определить. Вы можете только ориентировочно предположить где находится пробоина при условии, если груз пакетированный и есть возможность использовать пространство между палубой и грузом на высоте бимса и проползти к месту предполагаемого повреждения борта. Но это настолько опасно, что оценка вероятного места повреждений не может быть поставлена капитаном на одни весы в стоимость человеческой жизни мирное время. Этот прием настолько же и не реален, поскольку палеты мороженой продукции имеют положительную плавучесть, и последние с поступлением воды будут всплывать и упираться вверху в палубу и выступающие подпалубные балки: бимсы, карлингсы, стрингеры. С дальнейшим поступлением воды, в поврежденное помещение уже не попасть, т.к. оно будет почти полностью затоплено. Можно предположить, что в скором времени осушительные насосы начнет «срывать» и уровень воды в трюме начнет расти. Это произойдет в тот момент, когда в трюме уже начавшаяся дефростация мороженого груза и повреждение упаковки будут причиной забивания решеток колодцев и клапанов засасывающих трубопроводов. Некоторый оптимизм может придать наличие на борту погружного насоса. Все это происходит за часы, не перевалившие за десяток. Ситуация борьбы за непотопляемость будет стабилизироваться только тогда, когда экипаж сможет поставить пластырь на пробоину, местоположение которой предлагаемыми в литературе инструментальными методами не определено, но установлено на интуитивном уровне. И только когда уровень воды по замерам в трюме начинает убывать, а это значит, что погружной насос производительностью на порядок меньше стационарных осушительных насосов справляется и откачивает, можно с уверенностью сказать, что пластырь поставлен удачно и правильно. С появлением возможности осмотреть аварийный трюм изнутри обнаружим, что рефрижераторного груза как такового нет. Есть сплошная масса дефростированного груза, когда-то замороженного в теле до -27оС, в расползающихся ящиках, частично сохраняющих на плаву первоначальную форму и размеры. Приходится только удивляться скорости дефростации при забортной воде около +20оС. В данной ситуации при всем уважении к Правилам Регистра, о коэффициенте проницаемости помещения ? = 0,6 говорить, мягко сказать, не корректно. Анализируя состояние этой «пульпы» из забортной воды, разной по ассортименту рыбы и крафт-картонной упаковки, правильнее говорить о массе с каким-то своим коэффициентом объемного веса и 100% свободной поверхностью. В первом приближении можно предположить, что коэффициент проницаемости может брать равным ? = 0,95, пусть и завышен, но в безопасную сторону. К сожалению, из имеющихся результатов расследования гибели рыболовных судов в последние годы по разным причинам в штормовых условиях, уважаемыми экспертами не принимался во внимание этот факт. На основании вышеизложенного необходимо проведение дальнейших теоретических и лабораторных исследований.
клв
Согласен с Пенсионером и уверен что потеря остойчивости в следствии наличия свободной поверхности. По халатности затопить отсек можно и через систему откачки льяльно-баластных вод, а не только при наличии пробоины в корпусе. В период своей практики имел два таких случая затопления БМРТ Лесков - шахта лага, СТМ-боцм. кладовая форпик. Но поступление воды в трюм с мороженой рп и не замеченной! Хотя все может быть.
владимир
вот и готова эпитафия - их не воскресить! и никто не виноват! да если-бы такое случилось в СССР - итоги расследования были бы опубликованы в течении месяца! и были бы рекомендации во избежание...Каждая авария дает нам уникальный шанс - а что делать дальше? жизнь следующих - на опыте предыдущих! но время лечит - и с "пенсионером" согласны, и с гибелью людей - но кто ответит - а что дальше? ловить или не ловить? враг " на земле"или в "воде"? кто для кого существует: рыба для рыбака или рыбак для рыбы? Хотел бы увидеть реальные заключения о причинах гибели лучших судов, спроектированных и построенных в СССР
влд
на судне полный развал системы управления действия народа в машине и в цеху неизвестны людям на мостике


Добавление комментариев:
Имя
Текст
Ввведите ответ на контрольный вопрос в синем поле:
В синее поле введите "2015" без кавычек.

Твиты пользователя @PublicSea

Материалы рубрики
Министерство инфраструктуры Украины выложило в фейсбуке видео нарушения украинским спасательным катером морской границы с Россией.
Причина - авария, произошедшая в порту 06.04.2017, участником которой стало это судно.
Российский морской регистр судоходства (РС) вводит QR-код для защиты документов, выдаваемых по результатам технического наблюдения в промышленности.
Перед майскими праздниками вход на самый высокий водопад Крыма Учан-Су (Кремасто-Неро, по древнегречески, Висящая Вода) снова стал платным. Водопад находится на высоте 390 метров над уровнем моря на юго-западных склонах Ялтинской яйлы – летнего горного пастбища – в шести километрах к западу от Ялты. Высота водопада — 98,5 метра.
2 мая 2017 года через Панамский канал прошло судно класса Neopanamax вместимостью 13.092 TEU.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail:
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).