Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Судостроение и судоремонт
Нужны бункеровщики нового поколения
02.03.2010
Интенсивный рост грузооборота российских портов, числа судозаходов, рост дедвейта судов, ввод в строй новых терминалов и причалов требуют обеспечения бункеровки судов топливом. Но большая часть имеющихся в наличии в российских портах бункеровщиков топливом не удовлетворяют введенным в 2008 г. требованиям международной конвенции МАРПОЛ
Согласно прогнозу главы Федерального агентства морского и речного транспорта РФ А. Давыденко, грузооборот морских портов РФ в 2010 г. прогнозируется на уровне 520 млн т. Рост в сравнении с 2009 г. составит 24 млн т (4,8%). Он отметил, что по итогам 2009 г. объем переработки грузов в морских портах РФ составил 496,4 млн т (+9,2% к 2008 г.). При этом 82% российских грузов было обработано в российских портах. Для сравнения, в 2000 г. доля российских портов в обслуживании российского грузопотока составляла всего 46%.
Тем не менее проблема бункеровщиков продолжает оставаться актуальной: суда не имеют второго дна и второго борта. Дело в том, что согласно Правилу 21 МК МАРПОЛ 73/78 эксплуатация таких судов при перевозках нефти тяжелых сортов и мазута допускалась только до даты поставки судна в 2008 г. Дальнейшая эксплуатация таких судов в море разрешается только Морской Администрацией страны в пределах своих территориальных вод при условии согласия других стран, имеющих выход к этой акватории.
Ужесточение международных требований связано с позицией Европейского Сообщества после перелома танкера «Prestige» 19.11.2002, в результате которого загрязнению мазутом подверглись около 200 км побережья испанской Галисии и Франции.
Помимо однокорпусности подавляющее большинство российских бункеровщиков имеют значительный возраст и износ. Значительная часть из них, приобретенная в последние десять лет, являются приспособленными для этой цели танкерами с иным исходным назначением, как правило, танкерами-химовозами, имеющими другую архитектуру, достаточно тяжелые корпуса и избыточные рубки (надстройки). Некоторая часть бункеровщиков, например, проект 585, эксплуатируются в непроектных условиях с искусственно уменьшенным до величины 599 тонн дедвейтом.
Но даже имеющийся в настоящее время флот бункеровщиков не может обеспечить растущие потребности морского транспорта.
По статистике, до кризиса на протяжении нескольких лет российский бункерный рынок увеличивался на 3-4% в год (2005 год – 5,3 млн. тонн, 2006 год – 5,6 млн. тонн, 2007 – 6,3 млн. тонн). Около 85% объема бункеровки в морских портах составляют тяжелые сорта топлива (мазуты, по международной классификации Intermediate Fuel Oil – IFO), остальные 15% – легкие дистилляты (дизельное и судовое маловязкое топливо, по международной классификации MGO и MDO). Еще около 800 тыс. тонн светлых нефтепродуктов в прошедшем году было реализовано на рынке речных бункеровок. Потребителями тяжелого топлива являются в основном морские суда, легкого топлива – суда речные и смешанного плавания, портовые и промысловые суда.
Продажи судового топлива в портах России оценивались в 2008 г. примерно в 3,0 млрд. долл. в год, при этом в послекризисный период прогнозируется рост спроса на бункерное топливо в мире на 4% в год. Основная доля бункеровок принадлежит региону Санкт-Петербурга и Ленинградской области (34,8%), Новороссийску (15,8%), Владивостоку (6,4%), Находке (6,3%), Архангельску (4,7%), Мурманску и Варандею (3,9%), Астрахани и Оля (3,9%), а также устьевым и речным портам (13,5%).
Решение задачи по созданию бункеровщиков нового поколения является актуальной народно-хозяйственной задачей, как с точки зрения повышения их экологической безопасности, так и для повышения экономической эффективности растущих перевозок через отечественные порты. При этом, общая потребность в судах для заправки топлива для России оценивается примерно в 100 единиц.





Материалы рубрики
США обращаются с Украиной как с полуколонией, считает председатель Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.
Как уже сообщал «В окияне-море» (см. у нас новость «Есть вопросы к проектировщикам» от 25.02.2011), в Совете Федерации прошёл Круглый стол на тему «Проектирование гражданских судов российскими проектными организациями: состояние, проблемы нормативно-правового обеспечения и пути их решения». Его провела Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике. Сегодня мы публикуем два самых, на наш взгляд, полезных выступления – советника генерального директора ОАО «Совкомфлот» Виктора РОХЛИНА и заместителя министра транспорта Виктора ОЛЕРСКОГО.
И моряки, и рыбаки, и сами судостроители довольно часто высказывают сомнения в реалистичности государственных планов построить в России за неполное десятилетие флот численностью в 750 судов. Эта цифра была озвучена на недавно прошедшем в Москве Международном форуме «Морская индустрия России».
Генеральный директор Группы компаний Alliance Мarine Игорь ДУБОВСКИЙ — один из тех, кому такая идея, наоборот, нравится. Он выступал с докладом «Современной России — современный флот» на Круглом столе «Морской транспорт: перспективы сотрудничества», который Некоммерческое партнёрство «Конечный спрос» проводило в Париже, в рамках Европейского транспортно-логистического салона «SITL Europe 2010». Alliance marine участвовал также в Международном форуме «Морская индустрия России».
В интервью нашему специальному корреспонденту Игорь ДУБОВСКИЙ не обсуждает вопрос, удастся ли России построить свой новый флот в кратчайшие сроки. Он говорит о том, как это сделать.
Состоялась закладка киля головного судна серии грузовых теплоходов проекта RSD 44 на судостроительном заводе "Окская судоверфь".
Вопрос о том, что речной грузовой флот требует пополнения, на сегодняшний день обсуждается на различных уровнях. На совещании в Ростове-на-Дону глава Правительства РФ В.В. Путин дал поручение соответствующим ведомствам подготовить предложения по конкретным типам судов, которые надлежит построить в рамках исполнения ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016гг. Согласно этой ФЦП потребность в новом строительстве судов речного флота составит 97 единиц, главным образом, судов смешанного плавания, пассажирских теплоходов, барж и прочих судов общей стоимостью 33,3 млрд. руб. Конкретные типы судов и их количество в этом документе не указаны.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).