Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Судостроение и судоремонт
Какой флот нужно строить для перевозок грузов по внутренним водным путям?
02.03.2010
Вопрос о том, что речной грузовой флот требует пополнения, на сегодняшний день обсуждается на различных уровнях. На совещании в Ростове-на-Дону глава Правительства РФ В.В. Путин дал поручение соответствующим ведомствам подготовить предложения по конкретным типам судов, которые надлежит построить в рамках исполнения ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016гг. Согласно этой ФЦП потребность в новом строительстве судов речного флота составит 97 единиц, главным образом, судов смешанного плавания, пассажирских теплоходов, барж и прочих судов общей стоимостью 33,3 млрд. руб. Конкретные типы судов и их количество в этом документе не указаны.
Ассоциация Судоходных Компаний представила предложения по созданию шести типов самоходных судов. В их числе грузовой теплоход типа «Лена» дедвейтом 3300т, танкер дедвейтом 5200т, пассажирский туристический теплоход пассажировместимостью 240-300 человек, пассажирское колесное судно, судно на подводных крыльях и мелкосидящий буксир-толкач мощность 700 кВт для сибирских рек. Как видно из перечисленных типов судов, сухогрузные суда для эксплуатации в центральном бассейне России не значится.
При всей важности пассажирских перевозок все-таки вопрос обновления грузового флота стоит признать не менее важным, и ему должно быть уделено серьезное внимание. В этой связи хотелось бы высказать свои соображения по составу будущего грузового речного флота, ведь проблема его восполнения остается, имеющийся флот стареет, и вопрос сводится, по нашему мнению, ко времени решения этой государственной задачи.
Состав нового флота, как известно, должен производиться на базе научного обоснования, т.е. решения задачи внешнего проектирования. Суть его заключается в том, что, используя собранную информацию по видам грузов, их количеству, линиям перевозок и береговой инфраструктуре, определяют оптимальные типы, характеристики судов, а также их количественный состав.
В советское время решение таких задач сводилось к разработке определенных тем  по перспективному флоту, результаты которых находили отражение в так называемых «Сетках» судов, подлежащих строительству в предстоящий период, как правило, это включалось в пятилетние планы. Выполняли эти исследовательские работы базовые организации: по морскому флоту – ЦНИИМФ, по речному – ЦНИИЭВТ. Такой подход способствовал созданию оптимального состава грузового флота применительно к эксплуатационным условиям, как центрального бассейна, так и к условиям Сибирского и Дальневосточного региона. В самом деле, ведь только при условии предварительного изучения всего круга вопросов, связанных с условиями эксплуатации в стране, был создан грузовой теплоход типа «Волга-Дон», и в разных модификациях эти речные теплоходы строились крупной серией, более 200 единиц. Подобная задача по обоснованию речного сухогруза типа «Якутск» («Омский»), а на его базе и танкера «Лена-нефть», была решена специалистами КБ «Вымпел» и ЦТКБ МРФ. По этим проектам построено свыше 100 судов.
Под условия работы на сибирских реках и в Дальневосточном регионе было обосновано строительство крупной серии мелкосидящих буксиров-толкачей типа РТ-600 и барж грузоподъемностью от 2000т до 3000т. В центральном бассейне эксплуатировались буксирно-баржевые составы грузоподъемностью свыше 14 тыс. тонн. Все это приходится вспоминать в связи с предстоящей задачей обновления речного грузового флота.
В отечественной, да и в мировой практике наибольшее распространение получили речные перевозки с использованием грузовых теплоходов и буксирно-баржевых составов. Преимущества тех или иных видов речного флота  определяются видами грузов, протяженностью линий перевозок, а также эксплуатационными условиями. Следует отметить, что на сегодня осталась нерешенной задача по созданию отечественного сцепного замка, позволяющего эксплуатировать буксирно-баржевые составы в озерных условиях.
Использование грузовых теплоходов в речном транспорте не всегда оправдано, более того, при перевозке массовых навалочных грузов более эффективными оказываются буксирно-баржевые составы, особенно их преимущества сказываются на коротких линиях перевозок. Этот факт находит подтверждение и в иностранной практике.
Что же нами предлагается? Нужно вернуться к вопросу оптимизации грузового речного флота. В рамках Ассоциации Судоходных Компаний следует выполнить исследовательские работы по определению оптимальных типов судов и буксирно-баржевых составов, которые могут быть построены на отечественных заводах. Уменьшения стоимости строительства можно добиться засчет унификации типов речных судов, комплектующего оборудования и крупносерийного строительства. В России есть сегодня проектные организации, которые способны обеспечить проектную часть в работе по создании речного грузового флота.








Материалы рубрики
США обращаются с Украиной как с полуколонией, считает председатель Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.
Как уже сообщал «В окияне-море» (см. у нас новость «Есть вопросы к проектировщикам» от 25.02.2011), в Совете Федерации прошёл Круглый стол на тему «Проектирование гражданских судов российскими проектными организациями: состояние, проблемы нормативно-правового обеспечения и пути их решения». Его провела Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике. Сегодня мы публикуем два самых, на наш взгляд, полезных выступления – советника генерального директора ОАО «Совкомфлот» Виктора РОХЛИНА и заместителя министра транспорта Виктора ОЛЕРСКОГО.
И моряки, и рыбаки, и сами судостроители довольно часто высказывают сомнения в реалистичности государственных планов построить в России за неполное десятилетие флот численностью в 750 судов. Эта цифра была озвучена на недавно прошедшем в Москве Международном форуме «Морская индустрия России».
Генеральный директор Группы компаний Alliance Мarine Игорь ДУБОВСКИЙ — один из тех, кому такая идея, наоборот, нравится. Он выступал с докладом «Современной России — современный флот» на Круглом столе «Морской транспорт: перспективы сотрудничества», который Некоммерческое партнёрство «Конечный спрос» проводило в Париже, в рамках Европейского транспортно-логистического салона «SITL Europe 2010». Alliance marine участвовал также в Международном форуме «Морская индустрия России».
В интервью нашему специальному корреспонденту Игорь ДУБОВСКИЙ не обсуждает вопрос, удастся ли России построить свой новый флот в кратчайшие сроки. Он говорит о том, как это сделать.
Состоялась закладка киля головного судна серии грузовых теплоходов проекта RSD 44 на судостроительном заводе "Окская судоверфь".
Вопрос о том, что речной грузовой флот требует пополнения, на сегодняшний день обсуждается на различных уровнях. На совещании в Ростове-на-Дону глава Правительства РФ В.В. Путин дал поручение соответствующим ведомствам подготовить предложения по конкретным типам судов, которые надлежит построить в рамках исполнения ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016гг. Согласно этой ФЦП потребность в новом строительстве судов речного флота составит 97 единиц, главным образом, судов смешанного плавания, пассажирских теплоходов, барж и прочих судов общей стоимостью 33,3 млрд. руб. Конкретные типы судов и их количество в этом документе не указаны.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).