Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Мореплавание
Кризис флоту… не помеха
04.03.2010
26 февраля 2010 г. состоялось расширенное заседание Совета Федерального агентства морского и речного транспорта, посвященное подведению итогов работы морского и внутреннего водного транспорта за 2009 г. и задачам на 2010 год и среднесрочную перспективу до 2012 г.
В работе Совета приняли участие заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, представители аппарата Правительства РФ, Морской коллегии при Правительстве РФ, Совета Федерации и Госдумы ФС РФ, специалисты Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, руководители подведомственных агентству предприятий, представители научных, общественных организаций и ассоциаций морского и речного транспорта.
С докладом об итогах работы выступил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, который акцентировал внимание на мерах, принятых в отрасли в условиях кризиса:
    - В рамках секвестирования федерального бюджета возникла необходимость определения приоритетных задач и оптимизации расходов. Минфином России бюджет Росморречфлота был сокращен более чем на 6 млрд. рублей.  При этом надо было сохранить набранные темпы модернизации отрасли. В Правительстве РФ и Минтрансе России были сформированы Рабочие группы для мониторинга ситуации и выработки предложений по оказанию помощи со стороны государства предприятиям, в том числе нашей отрасли. С этой целью Росморречфлот еженедельно отслеживал ситуацию по вопросам занятости, динамики рабочих мест, выплаты заработной платы, и в целом по финансовому состоянию для оказания помощи предприятиям. Была поставлена задача сохранить объемные показатели 2008 года. Этого удалось достичь на морском транспорте.
    По словам главы агентства, в 2009 году морской флот пополнился 24 новыми судами общим дедвейтом около 2 млн. тонн, из них 3 судна зарегистрированы под российским флагом. Количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, по состоянию на начало 2010 года составило 1403 судна общим дедвейтом 17,0 млн. тонн. В Российский международный Реестр судов включено 347 судов общим тоннажем 1,43 млн. тонн.
    Объем перевозок грузов морским транспортом в 2009 году составил 38 млн. тонн, что превышает аналогичный показатель 2008 года на 6 %. Грузооборот морского транспорта увеличился на 15,7 %. В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности морским транспортом завезено около 4 млн. тонн, что на 2,5 % больше уровня прошлого года. Все предъявленные к перевозкам грузы доставлены получателям. По итогам 2009 года объём перевалки грузов в морских портах России вырос на 9 % и составил 496 млн. тонн (при этом российские порты перерабатывают 82 % грузов российской внешней торговли, оставляя на долю иностранных портов только 18%).
    Рассказывая о планах на 2010 год, А. Давыденко подробно остановился на мероприятиях федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)». Большинство из этих мероприятий будет направлено на комплексное развитие транспортных узлов, где предусмотрено как строительство перегрузочных комплексов, так и железнодорожных и автомобильных подходов. В результате к 2016 году планируется обеспечить перевалку грузов в объеме более 770 млн. тонн в год, в том числе создать резерв пропускной способности морских портов в 15%, что позволит переориентировать российские внешнеторговые грузы из портов сопредельных государств на российские, а также использовать его в моменты пиковых нагрузок в общей транспортной сети страны. Особое внимание будет уделено развитию в виде хабов глубоководных портов Мурманск, Усть-Луга, Калининград, Тамань, Оля, Восточный, Ванино.
    - Общий объем финансирования по подпрограмме «Морской транспорт» за 2010-2015 гг. составит около 630 млрд. рублей, в том числе бюджетное финансирование – 180 млрд. рублей. При этом планируется обеспечить приток внебюджетных инвестиций за счет опережающей подготовки проектной документации и применения механизмов финансирования проектов на условиях государственно-частного партнерства. Большие надежды мы связываем с отработкой и внедрением механизмов концессии, - сказал глава ведомства.
    К сожалению, результаты анализа работы внутреннего водного транспорта по сравнению с морским менее оптимистичны. Объем перевозок снизился более чем на 30% и составил 97,6 млн. тонн. Особенно упали объемы перевозок внутри страны. В районы Крайнего Севера доставлены все предъявленные к перевозкам грузы, но и они сократились почти в 2 раза. Резкое падение объемов перевалки в речных портах. Все это руководители отрасли связывают с влиянием кризиса. Именно поэтому, по словам выступавшего, в прошлом году Росморречфлот особое внимание уделял  внутренним водным путям: увеличению их протяженности с гарантированными габаритами судовых ходов и круглосуточным движением транспортного флота, улучшению состояния  судоходных гидротехнических сооружений. Дальнейшее развитие внутреннего водного транспорта будет осуществляться в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Для реализации подпрограммы запланировано выделение 206,3 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 165 млрд. рублей.
    Важной оценкой работы Росморречфлота по повышению уровня безопасности судоходства и мореплавания явились результаты добровольного аудита Российской Федерации, проведенного Международной морской организацией в период с 28 сентября по 7 октября прошлого года. По результатам Аудита оценка уровня государственной системы управления безопасностью мореплавания определила позицию Российской Федерации в общем рейтинге морских держав как одну из ведущих в мире. Однако есть вещи, которые необходимо исправлять. Это касается, прежде всего, обновления флота.
    Затронул руководитель агентства и отраслевое образование, назвав его важнейшей сферой деятельности Росморречфлота. По состоянию на 1 января 2010 года в 7-ми общеобразовательных комплексах Росморречфлота по программам высшего и среднего профессионального образования обучается 78 200 человек. В  2009  году подготовлено 9 тысяч специалистов с высшим профессиональным образованием и со средним профессиональным образованием – 5,5 тысяч человек. По словам А. Давыденко, для реализации стратегических целей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года необходимо обеспечить подготовку для отрасли достаточного количества высококвалифицированных специалистов. Это 40-50 тыс. человек. Одним из путей повышения качества обучения является целевая контрактная подготовка, которая позволяет наиболее полно удовлетворять требования заказчика к уровню знаний специалистов, а выпускнику достаточно быстро (уже на стадии обучения) адаптироваться к условиям работы. Образовательный процесс невозможно осуществлять без проведения мероприятий по укреплению материально-технической базы и поддержке учебных заведений. В новой ФЦП на 2010-2015 годы предусмотрены средства на строительство и реконструкцию учебно-лабораторных корпусов и общежитий, тренажерных комплексов.
Подводя итог выступлению, Александр Давыденко подчеркнул, что для успешного развития, особенно в посткризисный период, необходимо сконцентрироваться на инновационных методах развития отрасли, эффективных мерах по поддержке предприятий и организаций морского и речного транспорта, обеспечить повышение результативности бюджетных вложений и использования федерального имущества.
Расширенное заседание, принимая во внимание итоговый доклад руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта и других докладчиков, среди приоритетных задач Росморречфлота на 2010 год и среднесрочную перспективу до 2012 года выделило:
- увеличение пропускной способности российских морских портов,
- увеличение количества транспортного и обеспечивающего флота,
-повышение надежности и качественных характеристик внутренних водных путей,
- внедрение и использование спутниковых навигационных систем,
- повышение уровня технической оснащенности объектов безопасности мореплавания,
- обеспечение подготовки кадров,
- проведение реформирования системы управления внутренними водными путями РФ,
- поддержка объектов малого и среднего предпринимательства на водном транспорте и снижение административного давления на бизнес,
- реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности управления федеральным имуществом в сфере морского и речного транспорта,
- совершенствование административных процедур и переход на электронный формат оказания государственных услуг.





Материалы рубрики
Минтранс России во второй раз предлагает упразднить негосударственных лоцманов.
«В окияне-море» уже не раз писал, что структуры Минтранса – Росморпорт, Росморречфлот – своими действиями, зачастую, вредят морской деятельности Российской Федерации. Теперь у нас, увы, появилась причина сказать то же о самом транспортном министерстве.
Как уже сообщал «В окияне-море», на площадке одного из самых престижных отелей Москвы Арарат Парк Хаятт морская общественность провела Круглый стол «Как акционировать Росморпорт?» (см. у нас новость «Как надо и как не надо акционировать Росморпорт» от 19.05.2011). Мероприятие было организовано Некоммерческим партнёрством «Конечный спрос» в рамках постоянно действующего Российского морского конгресса. Собрались профессионалы. Впервые о ФГУП «Росморпорт» говорили нелицеприятно и по существу.
Эти слова прозвучали в кулуарах совещания Морской коллегии, прошедшего в городе Воронеже 8 июля текущего года. Так один из участников мероприятия охарактеризовал некоторые текстуальные противоречия в проекте доклада о комплексной оценке состояни национальной безопасности России в области морской деятельности.
«В окияне-море» располагает текстом этого документа, а также копией протокола вышеназванного совещания Морской коллегии.
Предлагаем их вниманию наших читателей.
7 Апреля 2010 г. в ежедневной общероссийской газете «Новые Известия» была напечатана статья Алексея Лапина «Дорогие ворота России» с подзаголовком «Что происходит в отечественном портовом хозяйстве». Статья далеко выходит за рамки обозначенной темы. В ней содержится анализ некоторых аспектов, общих для транспортного строительства в нашей стране, а также критика федерального Министерства транспорта.
Случайное это совпадение или нет, но, как раз, 7 апреля в Минтрансе проходил годовой отчётный Съезд Союза транспортников России. И некоторые выступавшие с трибуны Съезда, словно, отвечали на вышеупомянутую публикацию. Частично.
На самом деле, на наш взгляд, эти ответы предназначались не Лапину и, вообще, не журналистам: собака лает — караван идёт. Адресатом, судя по всему, был тот, кого коллега Лапин упомянул в первых строках своей статьи — Владимир Путин.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).