Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Безопасность мореплавания
Как следовало бы организовать лоцманскую службу в России
21.12.2010
В течение последних семи лет продолжается обсуждение вопроса о том, как должна быть организована лоцманская проводка судов в России. Статья Ю.Кожухова: «У лоцмана должна быть одна служба» (журнал «Морская политика России» от ноября 2010г.), — одно из таких обсуждений.
Публикация, на наш взгляд, не бесспорная. Хотя бы потому, что она, по сути, излагает точку зрения, которую «В окияне-море» достаточно подробно проанализировал в статье «Позиция Неминтранса». Кстати, руководство Министерства транспорта РФ с нею ознакомлено.
Поэтому мы обратились за комментарием к специалисту. Одному из тех, кто принял на себя обязанность отстаивать конституционные права лоцманов. Это директор Некоммерческого партнёрства «Национальное объединение лоцманских организаций» Виктор РЯБОКОНЬ.

- В описании развития и становления негосударственных экономически независимых лоцманских организаций России и событий 2001-го года журналом «Морская политика России» переставлены причинно-следственные связи, — сказал В.Рябоконь. — Это свидетельствует либо о недостаточной компетентности автора, либо о заказном характере статьи, цель которой – представить в невыгодном свете негосударственные лоцманские организации.

Многолетнее внимание к «лоцманской» проблеме объясняется не только тем, что лоцманская проводка судов является важным компонентом безопасности мореплавания, но также и тем, что эта проблема, вопреки действующему законодательству, просто не решается. Судите сами: Постановление Правительства РФ №538 вышло 17 июля 2001 года, Постановление Конституционного Суда РФ №7-П, признавшее правительственный документ неконституционным, было принято 6 апреля 2004 года. А законопроект №1485-5 о внесении изменений в ст.87 Кодекса торгового мореплавания РФ, во исполнение Постановления Конституционного Суда, был направлен Правительством РФ в Государственную думу только спустя четыре года! Депутаты приняли его в первом чтении 15 октября 2008 года, и до сих пор он лежит в нижней палате парламента в том же состоянии.

Напомню, что Правительством РФ не принималось решение «о возвращении лоцманских служб в руки государства»: оно только выполнило предписание закона (п.2 ст.87 КТМ) и определило перечень портов, в которых, наряду с государственными лоцманскими службами, допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов.

В настоящее время нет необходимости говорить о том, насколько такое положение закона соответствовало Конституции РФ. Это сделал Конституционный Суд в вышеупомянутом Постановлении. Кстати, КС не утверждал, что основой деятельности лоцманов может быть только закон. Он подтвердил лишь общее правило:  что ограничение в определенной сфере деятельности может устанавливаться только федеральным законом. С тех пор Минтранс и, автоматически, Правительство поставили себе задачу по обоснованию такого ограничения.

Задача, что и говорить, не простая. В Заключении Президента РФ на законопроект №1485-5 отмечалось: «..поскольку в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации лоцманы государственных и негосударственных организаций имеют одинаковый правовой статус, не существует какого-либо отличия в специфике их положения, в требованиях, предъявленных к деятельности негосударственных лоцманских организаций, и нет оснований для ограничения их деятельности».

В окончательном решении лоцманской проблемы, предложенном Правительством РФ в проекте закона №1485-5, делается попытка вычленить из лоцманских проводок те, которые, по мнению Минтранса, могут быть доверены, исключительно, лоцманам, работающим в лоцманских службах государственных организаций. Это решение ведет в правовой тупик, так как по смыслу повторяет отмененное Конституционным Судом постановление Правительства РФ № 538 и, вряд ли, может быть принято. Иногда сторонники единой государственной службы утверждают, что именно в СССР, где действовала государственная лоцманская служба, полностью соблюдались требования, предъявляемые к этому виду деятельности, и государство несло ответственность за ее осуществление.

Напомню, что согласно ст. 79 КТМ СССР 1968 года лоцманская проводка осуществлялась, исключительно, государственными морскими лоцманами. Однако не следует забывать, что государственный лоцман не являлся государственным служащим, а был рядовым работником морского торгового порта, то есть государственного предприятия, осуществлявшего хозяйственную деятельность на основе хозяйственного расчета. Порт являлся юридическим лицом и по своим имущественным обязательствам нес самостоятельную ответственность. Так, согласно ст.84 КТМ СССР, ответственность за аварии, причиненные по вине государственных морских лоцманов нес морской порт, которому подчинен лоцман, и эта ответственность ограничивалась размерами аварийного фонда по данному порту, образуемого из 10 процентов отчислений от сумм лоцманского сбора, поступивших в предшествующем аварии календарном году.

В статье Ю. Кожухова правильно отмечается: мировая практика свидетельствует, что лоцманским обеспечением за рубежом занимаются организации с различными правовыми формами – государственные, негосударственные и смешанные. От себя добавлю, что принадлежность лоцмана к государственной организации не всегда гарантирует полное обеспечение безопасности плавания. Старые работники морского флота еще помнят случай гибели теплохода «Михаил Лермонтов» в Новой Зеландии вблизи порта Пиктон. Утопил судно капитан порта Пиктон, который в этот момент исполнял на судне обязанности лоцмана, и на мостике в этот момент находился старший штурман, который, как известно, также являлся служащим государственной компании – Балтийского морского пароходства.

Согласно п.2 ст.87 КТМ РФ 1999 года, который признан недействующим, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда, морской лоцман может быть как работником лоцманской службы государственной организации, так и негосударственной организации по лоцманской проводке судов.

Что касается лоцманской службы государственной организации, то сегодня она функционирует в рамках ФГУП «Росморпорт». Согласно его Уставу, утвержденному распоряжением «Росморпорта» от 31.03.2005 №ВР-130р, одной из основных целей его деятельности является извлечение прибыли, а среди многочисленных функций упоминается и осуществление лоцманской проводки судов. ФГУП «Росморпорт» несет ответственность за убытки, причиненные судам в результате ненадлежащей лоцманской проводки по вине лоцмана, в таком же размере, в каком такая ответственность возлагается на негосударственные организации по лоцманской проводке судов и может ограничить эту ответственность в размере, установленном статьей 104 КТМ РФ.

Лоцманы, работающие в соответствующих службах Росморпорта, обладают той же профессиональной квалификацией, которая определяется Положением о морских лоцманах, утвержденным приказом Минтранса России от 22 июля 2008г. №112.

Таким образом, весьма затруднительно выделить объективные недостатки, которые специфически присущи негосударственным организациям по лоцманской проводке судов, — как и преимущества, которыми якобы обладают лоцманы, работающие в лоцманских службах соответствующих государственных организаций.

Конечно, нельзя признать нормальным, когда отдельная негосударственная организация по лоцманской проводке отступает от действующего в стране порядка и идет на нарушение установленных тарифов. Однако такие действия являются, именно, нарушением и должны пресекаться немедленно, как любые нарушения.

По моему мнению, ситуацию с обеспечением лоцманской проводки в России может изменить только создание единой лоцманской службы, которая объединит как негосударственные лоцманские организации, так и лоцманские подразделения соответствующих государственных организаций.

Как неоднократно подчеркивали представители негосударственных лоцманских организаций, такой единой лоцманской службой должна стать соответствующая общероссийская саморегулируемая организация, объединяющая организации, осуществляющие лоцманскую проводку судов на основе обязательного членства, гарантирующая выполнение требований государственных органов исполнительной власти по обеспечению безопасности мореплавания и законных интересов судовладельцев.

В течение 2010 года, по поручению руководства Минтранса, лоцманами были подготовлены все необходимые документы для создания такой организации, включая стандарты и правила, основанные на требованиях Международной Морской Организации. Участие в качестве членов коллегиального органа управления такой организации представителей федеральных органов исполнительной власти, а также представителей судовладельцев обеспечит контроль и применение единых требований к лоцманской проводке судов во всех российских портах.

Как было указано выше, в настоящее время в процессе подготовки ко второму чтению в Государственной Думе РФ находится проект Закона "О внесении изменений в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" № 1485-5. Лоцманским сообществом подготовлен проект изменений в указанную статью, принятие которых обеспечило бы создание единой лоцманской службы страны в виде саморегулируемой организации. Внутри неё будет обеспечено применение наивысших международных стандартов и правил. Членство в ней будет предполагать весьма серьёзный профессиональный ценз. Всё это, вместе взятое, и даст гарантированное качество и надёжность  лоцманских проводок в России.





Материалы рубрики
Такой законопроект уже внесён в Государственную Думу. Его авторами стали два парламентария – депутат ГД и член СФ.
Новый законопроект транспортного ведомства заставляет задуматься о том, какие задачи ставит себе государственная политика Министерства транспорта России в сфере лоцманской деятельности и в какой мере эта политика является государственной.
Как уже сообщал «В окияне-море» 03.06.2011, судно-сборщик льяльных вод «СЛВ-012» село на грунт в районе буя №3 входного фарватера порта Усть-Луга. В этой связи капитан Усть-Луги Олег Глухов издал распоряжение №14/11, которое мы оцениваем как фантастическое.
Этот высокобюджетный спектакль должны были бы оплатить кремлёвские политтехнологи. Однако расходы, скорее всего, лягут на налогоплательщиков.
В течение последних семи лет продолжается обсуждение вопроса о том, как должна быть организована лоцманская проводка судов в России. Статья Ю.Кожухова: «У лоцмана должна быть одна служба» (журнал «Морская политика России» от ноября 2010г.), — одно из таких обсуждений.
Публикация, на наш взгляд, не бесспорная. Хотя бы потому, что она, по сути, излагает точку зрения, которую «В окияне-море» достаточно подробно проанализировал в статье «Позиция Неминтранса». Кстати, руководство Министерства транспорта РФ с нею ознакомлено.
Поэтому мы обратились за комментарием к специалисту. Одному из тех, кто принял на себя обязанность отстаивать конституционные права лоцманов. Это директор Некоммерческого партнёрства «Национальное объединение лоцманских организаций» Виктор РЯБОКОНЬ.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).