Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Все новости
Старый конь борозды не портит или что является главным текущим моментом в национальном проекте «Жильё и городская среда»?
09.10.2019
Может быть, главное – это переход от долевого строительства жилья к его проектному финансированию?.. Или то, что кроме сотен тысяч обманутых дольщиков есть ещё семь миллионов обманутых очередников, и очередь движется, цитируем, «за счёт естественной убыли» стоящих в ней?.. В Госдуме сегодня состоялся Правительственный час на тему: «О мерах Правительства Российской Федерации по реализации национального проекта «Жильё и городская среда». Основной доклад от Правительства РФ представил Виталий Леонтьевич Мутко… да, да, тот самый – бывший министр спорта, бывший президент Российского футбольного союза, а с 18 мая 2018 года – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам строительства и регионального развития. В правительственной ложе Большого зала заседаний Госдумы находился также Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (с 18 мая 2018 года) Владимир Владимирович Якушев. Практически, весь рабочий день депутаты отдали Правительственному часу.

Начнём с того, что выбор Путина при определении кандидатуры вице-премьера, ответственного за нацпроект «Жильё и городская среда» сегодня с трибуны Госдумы назвали нетривиальным. Правда, добавили: теперь понятно, почему Президент страны поступил именно так. Потому что задача тут стоит не менее амбициозная, чем при проведении зимней Олимпиады на летнем курорте Сочи или Чемпионата мира по футболу в России. 

У нас впечатление от г-на Мутко как вице-премьера осталось двойственное. С одной стороны, мы увидели блестящее владение фактурой, детальное понимание предмета. Но как только председатель Госдумы Вячеслав Володин, который председательствовал и на заседании,  сделал Виталию Мутко практическое предложение по продвижению вперёд нацпроекта «Жильё и городская среда»… впрочем, зачем пересказывать?.. Вот отрывок стенограммы:

Председательствующий. Виталий Леонтьевич, нам все-таки вот в итоге надо будет принять решение, которое позволит нам снять многие проблемы и навести порядок.
Вы правильно сказали: в полях строят дома, потом должны подводить к этим домам газ, свет, воду, дороги, потому что эти дома без дорог. Берут, продают эти дома. А дальше жители сталкиваются с проблемами.
Вот давайте примем закон прямого действия, который бы запрещал это делать. Мы не дождемся с вами этих генпланов. Мы их ждем 10-летиями. Вы же вот понимаете, о чем речь идет.
Давайте примем решение запретить точечную застройку, чтобы высотками, с одной стороны, не уродовали исторические центры и те части городов, где нет этих высоток, сохраним просто наши города. А с другой стороны, мы людей убережём от проблем, потому что высотки привязывают. У нас под эти высотки не рассчитана ни вода, ни дороги, ни транспортное сообщение, нет мест в детских садах рядом с этими высотками, нет мест в школах, в поликлиниках, но они у нас растут. А почему растут? Мы ждём, пока будут генпланы, а коллега Бортко показывает вопрос, который стоит в основе и двигает разрешительный процесс отводов. Тем более эти отводы, опять-таки, через арендные отношения и серые схемы, которые не пополняют бюджеты.
Поэтому давайте мы, может быть (вот участвует здесь министр, участвует руководитель «ДОМ.РФ») создадим рабочую группу, поставим перед ней конкретные сроки, будут разработаны законодательные инициативы в течение месяца, и мы с вами возьмём и внесём изменения соответствующие. А потом, когда вот мы выйдем на нормативы, о которых вы говорите, 2021 год или там другие даты, мы скорректируем это законодательство, но мы будем уже защищены федеральным законом от этой точечной застройки, уродующей города, от этих серых схем, и от проблем, которые нам несёт вот этот подход и рвачество (по-другому там не назовёшь) тех же руководители муниципалитетов, которые разрешают это строительство. Вот мы можем выйти на это, Виталий Леонтьевич? Правительство может быть здесь нам партнёром?
Мы можем выйти на создание такой рабочей группы? Или вы считаете, что мы и дальше будем отвечать на эти вопросы?
Вы отвечаете (вы же постоянно ездите по стране), отвечает министр. Вот у него такого не было, где он был губернатор, лучший был губернатор нашей страны, пример для всех. А сейчас он сталкивается с этими проблемами муниципалитета. Вы правильно, вот вы всё правильно сказали, но нам необходимо выйти на решение.
Коллеги, вы, как считаете? Вот иначе, ну мы послушали, сопереживаем, понимаем, вас уважаем, а дальше, что? Дальше, что? Вот о чём разговор.
Поэтому мы, если говорить, вот буквально прошлый разговор с первым заместителем Председателя правительства. Министром финансов обсудили, выделили четыре приоритета. По трем решение принято. Вот это подходы.
Председатель правительства поддержал, президент поддержал. Проработали все. Сейчас будем законодательную инициативу готовить, внесем в течение месяца, до конца года примем. Давайте так же сделаем? Виталий Леонтьевич, пожалуйста.
Мутко В. Л. У нас, я уже в докладе и в ответах говорил, у нас есть такой план. Пожалуйста, давайте рабочую группу. У нас есть поручение президента на эту тему по итогам обсуждения со всеми губернаторами, Госсовет когда был в Татарстане, мы эту тему... У нас есть поручение: 2021 год, разработать стандарты и сделать их обязательными.
Председательствующий. Виталий Леонтьевич, ну, 2021-й, понятно, тем более есть поручение президента. Кто нам мешает запретить точечную застройку? Ведь точечная застройка, когда речь об этом идет, если она вписывается в историческую часть, если этажность этих домов соответствует этажности, сложившейся исторически в этой части, там разрушился, отселили дом четырехэтажный, значит, выбрали архитектурное решение и построили четырехэтажный дом. Но строят-то 14-этажный! А это значит что? Нагрузка на инфраструктуру, нагрузка на социальную сферу. У нас об этом речь идет. Мы кому здесь хотим помочь? Мы, получается, гражданам создаем проблемы, но только в перспективе, потому что мы эти проблемы зачастую не в состоянии решить. Это сложившийся микрорайон, застройка, где уже невозможно расширить школу, где невозможно расширить поликлинику, тем более решить вопросы транспорта, о чем, собственно, было здесь сказано нашими коллегами. Но вот эти-то вопросы нам, может быть, не ждать, взять и запретить, чтобы мы исходили из сложившейся застройки, чтобы мы исходили, если уж хотите там, диаметр той трубы, которая может подать необходимое количество воды для обеспечения жильцов этого дома. А так, получается, сажаем вот эту огромную высотку, а воды нет на верхних этажах, тепла нет. Ведь об этом речь идет. И что? Да, это будет запретительная мера. Но кто против этого скажет?
Сейчас ведь губернаторы, когда с ними разговариваешь, они говорят "мэры", а мэрам когда об этом говоришь, они говорят - ну вот там был собственник, который каким-то образом отвел этот участок, и вот он строит, а потом дальше идем в суд, и суд оставляет за ним право этой собственности.
А на самом деле лазейка, лазейка, которой пользуются.
Вот давайте эту тему обсудим.
Потом про 2021 год в отношении комплексной застройки. Ну если мы сейчас законом примем такое решение, у нас тогда все застройщики, которые участвуют в реализации комплексных проектов, они будут понимать, что они, уже исходя из закона прямого действия, не смогут ввести жилье без наличия школ, больниц, садиков, мест отдыха горожан. Мы должны думать о людях, обеспечивая их комфорт. Мы надеемся на вас, потому что при вашей энергии, при ваших подходах, мы сможем это всё решить.
Коллеги!..
Мутко В. Л. Вячеслав Викторович, да, я просто... Да, Вячеслав Викторович...
Председательствующий. Виталий Леонтьевич, так же как с Олимпиадой, вы вот так же, только так.
Мутко В. Л. Вы... Мы же должны тоже несколько вещей понимать, вот мы говорим, есть какие-то задачи по вводу количества жилья, и мы с вами, значит, должны создать такой механизм, чтобы не понижать количество жилья.
Сегодня инструментов достаточно, то, что вы говорите, не давать разрешений, и всё это есть...
Председательствующий. Виталий Леонтьевич, не факт, что нам необходимы эти квадратные метры. У нас не количественные показатели должны быть, а качественные. Вот мы тоже здесь в Думе зачастую спорим в отношении пути, избранного, там, нашими предшественниками, правильный он был или нет. Ведь мы столкнулись с тем, что сейчас огромное количество хрущёвок, и та же программа по реновации в Москве, она была порождена из-за того, что решили проблему жилья. Но как? На некоторое время. А сейчас мы должны это всё расхлебывать. Огромные издержки несём. Дома, которые построили по проекту инженера Лагутенко, они были рассчитаны, там, на два десятка лет, простояли 70, стали сыпаться. Это для нас огромная проблема. Мы не должны повторять ошибки тех, кто был перед нами. Они просто чреваты и заканчиваются проблемно. Я говорю о том, что меня просили, подходя сюда, сказать. Поэтому вот всё это передаю. Виталий Леонтьевич, пожалуйста, поддерживает, Геннадий Андреевич. Вот, видите?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий (руководителю фракции КПРФ Геннадию Зюганову). Как, Геннадий Андреевич?        
Из зала. Бог создал Землю, остальное строители.
Председательствующий (Виталию Мутко). Вас поддерживает Геннадий Андреевич Зюганов. А теперь выступления, коллеги.

Так что судите сами, уважаемые читатели «В окияне-море». А наше мнение таково: не всегда хорошо, если старый конь борозды не портит. У нас сложилось впечатление, что пока за нацпроект «Жильё и городская среда» отвечает вице-премьер Мутко, ожидать перемен к лучшему  в этом вопросе не приходится.

Далее мы предлагаем нашим читателям ещё три отрывка стенограммы.  Сначала, конечно,   короткий доклад Виталия Мутко. Чтобы вы, уважаемые читатели поняли, на каком свете мы с вами находимся. А затем – выступления двух леди-депутатов, оба оказались гораздо интереснее доклада. 

Мутко В. Л. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты! Майским указом президента, как вы знаете, поставлен ряд национальных целей в области социального, экономического, технологического развития нашей страны. Правительством разработан и реализуется единый план по их достижению.
Одна из важнейших задач - это обеспечение улучшения жилищных условий не менее чем 5 миллионов семей ежегодно с 2024 года. Конечно, это такая амбициозная, серьезная и большая задача, и её выполнение, конечно же, зависит от многих факторов - и от реализации других национальных проектов, в целом от общеэкономической ситуации, увязано с другими национальными целями, в частности, с доходами граждан, обеспечением темпов экономического роста, демографической ситуацией.
Основным инструментом является это проект "Жилье и городская среда". Это комплексный документ, который разработан Министерством строительства и с участием всех федеральных ведомств, с участием профессионального сообщества, всех наших профессиональных ассоциаций, и, естественно, он направлен на достижение указанных целей. Во-первых, это объём жилищного строительства должен вырасти к 2024 году до 120 миллионов квадратных метров. Напомню, что мы в прошлом году с вами ввели 75,3 миллиона, это практически в 1,6 раза. При этом до 50 миллионов жилья должно строиться с использованием средств ипотечного кредитования, а это ипотека должна опуститься ниже 8 процентов. Напомню, что в 2018 году это было всего 16,3 миллиона квадратных метров. Для этого ставится тоже очень серьёзная задача.
Во-вторых, объём непригодного для проживания жилого фонда должен устойчиво сокращаться. Мы должны выйти к 2024 году на темпы опережающего расселения и предложить постоянно действующий механизм расселения аварийного фонда.
И четвёртое, мы должны построить не просто 120 миллионов, должны построить 120 миллионов квадратных метров в современной комфортной благоустроенной среде.
Более того, паспортом проекта предусмотрена новая цель - это тысяча 114 городов, как минимум 50 процентов городов должны улучшить свой индекс качества не менее чем на 30 процентов.
Уважаемые коллеги, начало реализации проекта, конечно, совпало с очень серьёзной по масштабу и по значимости реформой жилищного строительства. Вы знаете, что мы, по сути дела, меняем систему финансирования жилищного строительства. Уходим от долевого строительства, переходим к проектному финансированию. Главная цель, которая поставлена, это, безусловно, защитить вложения граждан.
Вячеслав Викторович, в мае в 2017 году вы проводили здесь многочасовые парламентские слушания и все, многие депутаты присутствовали. Вы помните накал, который здесь был, когда стало понятно, что прежняя система граждан, строительства жилья с привлечением долевого строительства, я напомню, она была с 2004 года, и по 2019 год было привлечено около 13 триллионов рублей граждан, построено почти 500 миллионов квадратных метров жилой площади. Это масштабное было строительство. Но, к сожалению, все меры по защите вложений граждан, они не срабатывали, страхование не сработало.
И мы получили сегодня очень большую проблему, когда более 300 тысяч семей и более там, уже под 400 миллиардов рублей, деньги граждан, были не защищены. И, к сожалению, люди не получили жильё.
Поэтому нам потребовалось существенное решение, и принято было политическим руководством страны такое решение, перейти на новую модель.
Для этого потребовалось существенное изменение законодательства в Российской Федерации, изменение сегодня нормативное базы Центрального банка.
И я хотел бы, прежде всего, отметить, что эту работу проводило, очень серьёзную работу проводило Министерство строительства Российской Федерации совместно с Минфином, с отраслевыми ведомствами, с регионами, с сообществами профессиональными, эта работа была по подготовке нормативной базы большая.
Вы помните, проведён был специальный Государственный совет в Казани с участием главы государства. Председатель правительства провёл всероссийское совещание с участием представителей регионов и из профессионального сообщества.
И, естественно, я не могу не отметить огромный вклад и отраслевых комитетов, депутатов, потому что нам приходилось очень большую работу провести, чтобы оперативно принять все необходимые решения.
Это также был совместный труд. И я ещё раз хотел, пользуясь случаем, вас за это поблагодарить.
Центральным банком России было принято серьёзное решение по изменению нормативной базы, увеличению количества банков, потому что мы исходили из того, что на начало этой реформы все 80 процентов застройщиков никогда не работали с проектным финансированием.
Структура финансирования мы, вот видите на слайде, структура финансирования выглядит таким образом, что из 3,7 триллиона рублей всего сегодня 1 триллион — это деньги 600 миллиардов банков и 400, собственно, застройщиков. И если бы мы с вами приняли решение одномоментного перехода, наверное, это можно было делать, но потребовался бы год, наверное, на прохождение проектных комитетов и прочее. Мы просто остановили бы стройку. Поэтому было принято решение о поэтапном переходе на проектное финансирование.
Хотел бы также отметить, что правительством принято было решение о воссоздании или это, скажем, выведении на рынки профессионально нового игрока, нового банка. Мы считаем, его называем строительным банком "ДОМ.РФ".
Мы приняли решение докапитализации этого банка сперва на 40 миллиардов рублей, в этом году ещё на 20 миллиардов. Мы хотим сделать всё, чтобы уже в ближайшие годы этот банк мог кредитовать, до триллиона рублей вкладывать в стройку. Сегодня он за эти годы уже стал третьим игроком на этом рынке.
По новым проектам, с 1 июля застройщики получают кредиты от банков, а средства граждан попадают на специальные, защищенные Агентством страховых вкладов счета-эскроу. Законодательством предусмотрен плавный переход.
И я хотел бы отметить сегодня и доложить вам, что в целом, мы считаем, что переход состоялся, нам удалось решить. Первая задача была не просто перейти на новую модель финансирования, но, скажем так, критично не остановить строительство, не дать, большого всплеска цен не допустить и обеспечить защиту прав граждан.
И, конечно, я не могу не сказать, что сегодня ситуация непростая в отрасли - это не так легко даётся. Но в целом хотел бы вам доложить, что на сегодняшний день из 117,5 миллиона квадратных метров жилья, сейчас в стройке, а на начало перехода это было 134 миллиона, вот из 117 миллионов, 72 миллиона квадратных метров будут достраиваться по старым правилам.
Мы дали возможность перехода плавного, когда в строке готовность не менее 30 процентов и где 10 процентов ДДУ в этом проекте, дали возможность, при комплексном освоении территории понизили планку до 15 процентов. И ещё сделали одно решение для так называемых "системообразующих компаний", которые в стройке не более 4 миллионов квадратных метров и не менее пяти регионов вовлечены в это дело.
И сегодня вот 72 миллиона достраивается но старым правилам, 20 миллионов метров квадратных уже реализуются по проектному финансированию, с использованием эскроу-счетов. И этот процент будет ежедневно меняться.
Сегодня по этим проектам уже строится жильё, где-то привлечено около 800 миллиардов рублей проектного финансирования, открыто более 15 тысяч счетов-эскроу, девять проектов в этом месяце завершены по полному циклу, где раскрыты 315 счетов где-то на 511 миллионов рублей.
Оставшиеся проекты - это 25,4 миллиона, они будут завершаться или за счёт собственных средств.
Или на 1 октября они предъявят субъектам Российской Федерации свою готовность до 30 процентов.
В целом по нашим прогнозам мы исходим из того, что в районе 1 процента застройщиков вызывают у нас тревогу. Это где-то 3-5 миллионов квадратных метров. Мы должны с субъектами их довести просто вручную эти объекты с механизмом, если нужно, поручительства института развития нашего "ДОМ.РФ" по проектному финансированию.
Вот это хотелось бы самое главное доложить.
Согласно экспертным оценкам, в Российской Федерации нуждаются в улучшении жилищных условий где-то половина наших граждан. Наша задача превратить эту потребность в платежеспособный спрос.
Основным рыночным механизмом, конечно же, является стимулирование ипотечного кредитования. Целевые показатели ипотеки, которые на этот год, 8,9 процента, вот в последний месяц мы начинаем их достигать.
Сейчас основные игроки банки, банковские институты поставили уже ставку 8,9-10, по собственным проектам 7,3 для зарплатных клиентов. Но самое главное, мы видим, что такое снижение на 1 процент ставки увеличивает спрос на 20-30 процентов.
Поэтому всё здесь, конечно, взаимоувязано.
Правительством принят совместно с парламентом ряд отдельных социальных... поддержка ряда социальных категорий, прежде это семей с детьми, это сегодня те, где стимулируются ставки, это вычет 450 тысяч рублей. Вы это хорошо знаете. И мы работаем над документом о снижении ставки по ипотеке на Дальнем Востоке до 2 процентов.
Конечно, доступность ипотеки это не только процентные ставки, и сегодня 1-2 процента это сегодня создание цивилизованного рынка ценных бумаг.
И правительство приняло специальный план действий, мы считаем, что на рынок в ближайшее время будут выпущены ипотечные облигации с поручительством профильного института развития. В перспективе он обеспечит привлечение до 7 триллионов денег и, на наш взгляд, позволит снизить в такой среднесрочной перспективе ставку на 1-1,5 процента. Такая программа запущена.
Конечно же, ипотека это не единственный инструмент, и мы это понимаем, потому что сегодня главное это спрос и цена квадратного метра. Всего это себестоимость строительства здесь, ну, 1,3 где-то от стоимости квадратного метра.
Конечно же, нам нужно будет принимать ряд очень много серьёзных решений: инфраструктурное ограничение, регуляторика, подключение к социальным сетям, конечно же, и развитие других форм жилья. Прежде всего, это арендное жильё, которое у нас сегодня с вами не востребовано.
По разным подсчётам, около 100 миллионов квадратных метров сегодня в аренде, и очень многие арендаторы его сдают, естественно, это индивидуальные и жители нашей страны, и, естественно, неконкурентная среда, арендное жильё.
Наш институт развития сегодня занимается этим проектом. Мы реализуем их сейчас в шести субъектах Российской Федерации. Необходимо будет решать вопросы некоммерческого сегмента арендного жилья, это придётся задействовать бюджетный ресурс. Эту работу, конечно, мы будем, коллеги, продолжать.
Безусловно, задача по достижению 120 миллионов, она должна решаться ещё рядом других механизмов, который погружен в национальный проект. Прежде всего, это, конечно же, создание и подготовка земельных участков, инженерной инфраструктуры, социальной инфраструктуры. Сегодня это сдерживающий фактор, потому что многие субъекты не имеют плановых территорий, которые подготовлены к жилью. И новый механизм не позволяет это строить за деньги граждан.
Поэтому, конечно, исключительное значение имеет программа, которую мы погрузили в национальный проект, так называемая, программа "Стимул", когда мы направляем деньги на стимулирование жилищного строительства в субъектах Российской Федерации. В этом году это 22,5 миллиарда рублей, 42 субъекта в этой программе участвуют. С поддержкой этой программы будет построено и введено в строй 8 миллионов квадратных метров жилья. Но это не просто жильё, здесь, в этих микрорайонах, будет построено около 50 школ, 22 детских сада, и одна поликлиника, и где-то около 640 километров дорог.
Понимая, что ключевым вопросом будет инфраструктура, мы приняли решение расширить этот проект, добавили туда разрешение использовать деньги на подготовку инфраструктуры инженерной уже: коммуникаций, сетей, эта тоже работа будет проведена.
Конечно, мы ещё внесли и ряд других изменений, связанных с изъятием земель. Мы предполагаем в ближайшее время до 22 тысяч гектаров с потенциальной возможностью на 65 миллионов квадратных метров ввести в оборот. Это, вы видите, заседает специальная комиссия, изымаем земельные участки целевым образом на строительство жилья, передаём в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, мы внесли в Думу проект закона, который, я знаю, и критикуется. Надеюсь, что мы его с вами доработаем, так называемые "курты", когда речь идет об изъятии, упрощенный механизм изъятия земель муниципалитета. Вы видите, что в субъектах Российской Федерации десятки земельных участков, зданий, которые десятилетиями отданы в аренду и никак не используются. Вот этот закон, он вызывает резонанс, но мы хотели бы с вами здесь его в этом году завершить.
Следующая, конечно, это задача, связанная сегодня с налогообложением отрасли. Здесь мы приняли ряд решений об изъятии из НДС, когда застройщик передает муниципалитету безвозмездно социальную инфраструктуру, 80 процентов ему будут вычеты. Но я считаю, что здесь ещё ряд решений нам придется принимать.
Конечно же, ключевым фактором абсолютно, который может нас двинуть, это, конечно, индивидуальное жилищное строительство. Опыт Белгородской области, Липецкой области говорит о том, что до 70 процентов жилья можно вводить. Пока в паспорте и проекте у нас 80 - многоквартирное жилье, 40 - это индивидуальное. Конечно, это мало. Эта может пирамида быть перевернута. Но нам нужно принять специальную программу, не декларативную, чтобы главных два ключа здесь. Это, конечно, что 1 процент всего из ипотечного кредитования, вот в прошлом году 1,5 миллиона, 1 процент только на ИЖС. Нет закладных, нет возможности залоговых обязательств. Нет инженерно-подготовленных территорий.
Вот мы хотим в следующем году принять специальную программу индивидуального жилищного строительства, понятную, ясную, вместе с парламентом ее объяснить, ее запустить. В этом году мы выделили около 140 миллионов на эксперимент в Липецкой области, и посмотрим, как он сработает, и уже в следующем году предложим вам такую программу.
Отдельная тема — переселение граждан из непригодного аварийного фонда. Здесь программа вам понятна, известна. Парламент ее очень жестко контролировал. И я хочу сказать по этой программе, что мы практически завершили, осталось восемь субъектов Российской Федерации, которые не выполнили предыдущую программу. В следующем году, в этом году они будут все завершены, останется только Тыва и Крым, которые мы в следующем году завершим.
А новый вызов, он, конечно, более такой масштабный, поэтому эта программа сегодня, по нашим показателям мы выполнили этот год, мы уже расселили на 1 октября 190 тысяч квадратных метров, 11 тысяч семей. Это наш показатель был намного ниже. Но в следующий год нам нужно будет темп набирать.
Вы знаете, что нам нужно будет расселить до 10 миллионов квадратных метров к 2024 году, и не просто расселить, а построить комфортное жилье.
Дальше ряд моментов, связанных уже с комфортной городской средой. Безусловно, коллеги, мы исходим из того, что ... повышение среды, уменьшить города с неблагоприятной средой, но не просто, нам нужно построить вообще совершенно новый подход. И вот мы во фракциях эту тему обсуждали. Мы, значит, серьезные деньги начали выделять на городскую среду, почти более 40 миллиардов рублей.
Мы приняли решение, создали 36 показателей комфортной среды. Мы довели их до субъектов. Передаем деньги с губернатором. И хотим, чтобы город стал сбивкой таких всех национальных проектов. Это и экологичность, безопасность, это не только сегодня, это транспортные возможности.
Рассматривает правительство такой вопрос, из Фонда национального благосостояния, не исключаю, что будет принято решение добавить сюда ресурсы на модернизацию городского транспорта, который будет решать, как минимум, в 40 городах мы планируем такую программу возможно со следующего года.
Поэтому, конечно, комфортная городская среда - это не просто двор, о котором мы обсуждали на фракциях, это сегодня общественные пространства, зеленые насаждения, это умный город, это аварийный фонд, это дороги, это сегодня городской..., доступность социальной инфраструктуры. Вот это всё в 16 показателях.
Мы в ноябре месяце оттестируем все наши, значит, города, 1114, и публично покажем в каком состоянии.
По нашим прогнозам, только 10 процентов городов сегодня соответствуют таким жестким критериям. И здесь предстоит огромная-огромная работа.
Ну и конечно же, для развития городов, не создавая новые проблемы, чтобы через 50 лет кто-то там у нас придумал новую программу благоустройства, правительство разработало стандарт комплексного развития территории. Это сложный документ. Пока это рекомендательный стандарт. Когда мы видим, что люди строят в полях дома без социальной инфраструктуры, без дорог, вот этот стандарт, который разработан, он пока рекомендательный, для его реализации потребуется принятие до 150 нормативных актов. Мы хотим его с 2021 года сделать обязательным, и естественно, чтобы больше никто не строил без социальной инфраструктуры, без доступной комфортной среды новые микрорайоны.
Поэтому это, конечно, тоже серьезная и амбициозная задача.
Масштабное строительство, конечно, без кадров невозможно, мы будем готовить архитекторов, этот проект будет продолжаться, и надеюсь, что мы здесь вместе с вами изменим вообще подходы вообще к проектированию.
Не могу не отметить, что, естественно, правительство в рамках нацпроекта будет поддерживать Всероссийский конкурс малых и исторических поселений. Когда нам задают вопрос, мы всегда говорим, что здесь у нас есть возможность вместе с вами в районе 5 миллиардов рублей направлять на исторические поселения и малые города. Конечно, этих денег недостаточно, они не закрывают всех потребностей, но мы видим, что какая активность среди субъектов, 77 субъектов в этом году были на конкурсе, 80 проектов выиграли. Поэтому это тоже масштабный проект.
Уважаемые коллеги, в этом году мы совершили, мне кажется, самое трудное, но необходимое - перевели отрасль на новый формат, создали задел к новому.
Фонд защиты прав дольщиков выступил гарантом всех проектов, которые строились до 1 июля. Все страховые компании мы убрали. У нас теперь есть фонд, который должен решать вопросы.
По этой системе мы уже достроили... достраиваем так называемые дома по "Urban Group", запускаем программу достройки всех проблемных домов, в этом году 39 субъектов в эту программу попали, 16 миллиардов рублей правительство выделило.
Мы запустили единую информационную систему.
Мы видим определённые и изменения снижения ставок новых жилых районов с качественной средой.
Ну и, естественно, конечно, предстоит огромная совместная работа.
Поэтому я хотел бы от всей души вас поблагодарить за совместную работу, за вопросы, которые направлены.
Ну и хотел бы сказать, что в этом году мы планируем, что ввод жилья будет на уровне 75-80 миллионов квадратных метров. Таким образом, может быть, мы где-то не дойдём до тех целевых показателей — 88 миллионов, но мы не позволим упасть рынку и введём.
И второе, конечно, я хотел бы ещё раз вас поблагодарить за то, что мы вот и во фракциях наметили очень большие планы по реализации жилищного строительства, как, думаю, что одного из главных драйверов нашей экономики.
Спасибо большое. 

А вот что сказала, как бы в ответ курирующему вице-премьеру, заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Наталья Васильевна Костенко. 

Костенко Н. В., фракция "Единая Россия".  Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги! Уважаемый Виталий Леонтьевич! Наш комитет в рамках парламентского контроля над реализацией постановления Госдумы по итогам "правительственного часа" с Министром Владимиром Якушевым попытался глубоко вникнуть в проблемы отрасли. И теперь мы точно знаем, почему Владимир Путин сделал такой нетривиальный выбор при определении кандидатуры вице-премьера, ответственного за нацпроект "Жильё и городская среда". Потому что задача тут стоит не менее амбициозная, чем при проведении зимней Олимпиады в летнем курорте Сочи или Чемпионата мира по футболу в России.
По сути, коллеги, в рамках нацпроекта мы должны сочетать несочетаемое: обеспечить доступным жильём огромное количество семей и при этом поднять стоимость квадратного метра, вывести из отрасли десятки недобросовестных застройщиков и при этом не потерять объёмы ввода жилья, выполнить государственную задачу по расселению как можно большего количества граждан из аварийного жилья и при этом использовать в том числе негосударственные источники.
В связи с этим комитетом проведена в этом году большая работа и обсуждение по реализации нацпроекта со всеми заинтересованными участниками и нами выявлено множество серьёзнейших рисков неисполнения задач президента, которые были направлены в том числе в правительство. Ну, например, мы должны обеспечить доступным жильём семьи со средним достатком, при этом запланированный рост стоимости квадратного метра на первичном рынке по нацпроекту к 2024 году составит 20 процентов.
Понятно, что связано это с необходимостью пересмотра действующих нормативно-технических документов и повышением качества стройки. Но если мы пересмотрим эти нормативы только к 2022 году, как это планируется в нацпроекте, большинство домов будет построено по старым нормативам, а повышение стоимости квадратного метра состоится, но его съедят банки в виде скрытых проектов, процентов на пользование строительных кредитов.
Вот, например, эксперты одного из регионов посчитали нам, что при строительстве девятиэтажки за полтора года, при средней процентной ставке 12,5 процента - это с отсрочкой оплаты процентов, реальная сумма с учётом всех комиссий, которую заплатит банку строитель, составит 40 процентов годовых.
Между тем мы понимаем, что совершенствование нормативки стройки, безусловно, необходимо, поскольку нагромождение норм и сегодня влияет на рост себестоимости жилья, также, впрочем, как и нерешенные вопросы с инфраструктурой.
Есть и другая проблема - темпы строительства. Как прозвучало, 80 строительных проектов получили возможность достроиться по старым правилам, и мы слышим с вами оптимистичные цифры о росте объема ежемесячного ввода жилья на 11,4 процента, в сравнении с 2018 годом.
Но, если мы с вами посмотрим такую же статистику за 2017 год, то увидим, что идет не прирост, а падение на 7,8 процента. А что дальше? Где гарантия, что оставшиеся 20 процентов смогут достроиться по новым правилам?
Банки неохотно финансируют стройку, и цифры в 15 тысяч счетов эскроу открытых, если честно, не впечатляют. В переводе на дома (задумайтесь) это два 90-квартирных дома на регион.
Коллеги, в целом по нацпроекту хочу сказать, что ряд важных задач на сегодняшний день не решено. Не заработал механизм независимой гарантии "ДОМ.РФ", который как раз и мог подстелить соломки для тех 20 процентов, о которых мы говорим.
Не достигнут показатель по среднему уровню процентной ставки по ипотеке, сегодня это 10 и 25, а должно быть 8 и 9.
И самое важное, что до сих пор не внесен законопроект, устанавливающий новый механизм переселения граждан из аварийного жилья.
Госдума рекомендовала Минстрою заняться вопросом переселения граждан из блокированной застройки, но Минстрой против, потому что относит эти дома к категории индивидуальных жилых домов. Мы с этим не согласны, поскольку это по сути бараки, которые строились для рабочих БАМа, для поднятия целины и для добычи полезных ископаемых. Я особенно отмечу, что строились они государством, как временное жилье. Можно добавить?Председательствующий. Сколько необходимо времени? 
Костенко Н. В. Минуту.
Председательствующий. Добавьте минуту.
Костенко Н. В. Поэтому как бы мы не хотели, это государственное жилье, возведенное под государственные задачи, и расселение его является государственным обязательством.
Коллеги, это всего лишь 4 процента из общего фонда аварийного жилья на 1 января 2017 года. И было бы правильно не отфутболивать этих людей, а найти подходящий механизм для решения их проблем.
В целом по исполнению постановления Госдумы отмечу, что на сегодняшний момент оно исполнено лишь на 20 процентов.
При этом если бы правительство внимательно относилось к рекомендациям Госдумы, и, я думаю, мы в этом сегодня убедимся, большинство вопросов, вообще бы, сегодня не прозвучало от коллег.
Виталий Леонтьевич, депутаты находятся на постоянной связи с людьми и регионами, и нас не устраивают просто отчёты, которые присылаются на сотнях страниц, как правило, накануне мероприятий. Нам нужен диалог и совместная работа над общенациональными задачами, как сказал президент, неведомственными. 

Следом за Натальей Костенко председательствующий предоставил слово председателю Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галине Петровне Хованской.

Хованская Г. П., фракция «Справедливая Россия». Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, уважаемые участники сегодняшнего обсуждения!
Я хочу поговорить немножко о стратегии развития жилищного фонда в Российской Федерации.
Вот слайд, который вы видите, показывает о том, что у нас более 90 процентов жилищного фонда находится в собственности граждан и юридических лиц. В муниципальной собственности осталось 4,7 процента, в государственной — 2,8.
Коллеги, дисбаланс, он просто налицо, да, виден по картинке. Но для сравнения, в среднем по Евросоюзу 71 процент граждан живёт в своём жилье, 71 процент. Меньше всего собственников в Германии и в Швейцарии: 46 и 43
процента. Считается, что владение недвижимостью (и мы так тоже считаем) ограничивают мобильность граждан - невозможно переехать в другой регион, где есть работа.
В Берлине лишь 15 процентов собственников, а остальное всё наем, который у них называется аренда.
Совершенно очевидно, нарушен баланс между жилищным фондом собственности и жилищным фондом пользования. Это не только наша проблема, просто она у нас более ярко выражена. Значит, от недостатка жилья для пользования страдают граждане, что отмечается в Женевской хартии ООН "Об устойчивом жилищном хозяйстве". Поэтому нужно восстановить баланс между собственностью и пользованием жильем, что поможет публичной власти выполнять свои обязательства перед гражданами.Нельзя сказать, что мы ничего не делаем в этом направлении. Вот следующий слайд. Первый шаг — это переселение из непригодного аварийного жилья. Обращаю ваше внимание, что в таком фонде в основном живут малоимущие граждане, которые занимают жилье, потому что в аварийном жилье нельзя было приватизировать жилое помещение, значит, как правило, живут малоимущие граждане, занимающие жилье по договору социального найма. Ну, за редким исключением наследства и так далее. Значит, но эта позиция требует максимального участия государства. До 96 процентов нужно вкладывать государству, и мы это знаем, что по дотационным регионам именно такой процент сейчас установлен.
Второй шаг. Некоммерческий наем. Это тоже все на тему "Доступное жилье". Мы сейчас говорим о некоммерческом найме. Это тоже жилищный фонд социального использования. Мы с вами во исполнение 600 указа президента сделали и приняли целый раздел в Жилищном кодексе. Более того, приняты нормативные документы в субъектах. И это дает возможность гражданам с невысоким уровнем доходов получить жилье по договорам найма в этих наемных домах. Здесь государственная поддержка меньше, так как жилищный фонд на стадии эксплуатации функционирует на самоокупаемости, в отличие от социального фонда. И плату за наем, здесь, конечно, тоже она фиксированная, она устанавливается публичной властью, но она учитывает вот этот вот процесс самоокупаемости.
Сегодня, вот мы исследовали вопрос, четверть семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пошли бы вот на такое жилье. И это бы нам позволило из социальной очереди, где выросло поколение, вытащить огромное количество семей, которые готовы платить, но готовы платить публичной власти, да, а не бабушке, которая завтра может показать на дверь или установить другую плату.
Не надо забывать, кстати, что президент поручил правительству в рамках реализации нацпроекта разработать дополнительные механизмы обеспечения жильем граждан, имеющим невысокий уровень доходов, на условиях его сохранения в публичной собственности. В публичной собственности, подчеркиваю.
Срок исполнения - 10 октября. То есть завтра.
Собственно, мы уже это всё дело разработали, обсуждали на комитете ситуацию, и что мы предлагаем, мы все-таки предлагаем специальную подпрограмму государственной поддержки института некоммерческого найма, а также завершить работу над налоговыми...
(Микрофон отключен.)
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, время. 
Хованская Г. П. ...завершили.30 секунд еще.
И, наконец, последний, третий шаг, это проект социального кооператива, как один из возможных инструментов доступного жилья, предоставление в пользование жилого помещения, снижение финансовых рисков и так далее. Но это для граждан, которые имеют ресурс для первоначального взноса. Тем не менее это пользование жильем.
Идея возрождения ЖСК с сохранением права собственности обсуждалась в Госдуме и в Совете законодателей. Собственно, это новое - это хорошо забытое старое, да, это новое.
Здесь важна поддержка государства на первоначальном этапе, как учредителя и контролера за процессом строительства. Это предоставление земли на льготных условиях и обеспечение ее инженерной инфраструктурой.
У нас есть уже готовый законопроект, над которым мы сейчас работаем, дорабатываем его, и мы просим правительство обратить внимание на эту законодательную инициативу и ее поддержать.
Спасибо за внимание.
Продолжение будет от фракции потом.
Председательствующий. Спасибо большое.

Второй раз депутат Хованская выступала от фракции «Справедливая Россия». И вот что сообщила.

Хованская Г. П. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Виталий Леонтьевич и коллеги! Уважаемые депутаты!
Перейдем от проблем стратегических к проблемам текущим, их гораздо больше.
Итак, президентом поставлена цель — улучшение жилищных условий не менее чем 5 миллионам семей ежегодно. Цифра 120 миллионов заложена в национальном проекте. Очередь нуждающихся составляет 7 миллионов человек. Вот мы сейчас обсуждаем проблему обманутых дольщиков, их сотни, может быть, две сотни тысяч, а здесь обманутые очередники, которых 7 миллионов человек. Вы когда-нибудь об этом задумывались? Сколько из них, из этих 120 миллионов квадратных метров пойдет на решение проблемы этих 7 миллионов обманутых очередников? Очередь движется, я вам говорю страшную фразу, за счет естественной убыли. Строительство социального жилья практически прекратилось, оно идет только в рамках переселения из аварийного жилищного фонда.
К сожалению, мы слышим только об ипотеке, то есть тоже о приобретении жилья в собственность. Я сегодня говорила в начале заседания о том, что надо восстановить институт пользования, найма жилья. Вот в таких условиях, так государство не выполнит свои обязательства перед гражданами, которые десятилетиями стоят в очереди и уходят в мир иной обиженными этим государством.
Как решается эта проблема в Западной Европе? Там тоже есть проблема дефицита социального жилья. Вот, коллеги, я приехала из Женевы и услышала выступление архитектора Парижа.
Он рассказывает, что во Франции принят закон, обязывающий публичную власть строить на своей территории не менее 25 процентов социального жилья даже в депрессивных регионах, где шахты, где уголь и так далее. Что делают с нарушителями? Штрафуют нарушителей во Франции, которые не строят социальное жильё.
Вторая проблема. Она здесь звучит уже у многих выступающих, но я остановлюсь только на огромном количестве жалоб по вопросам переселения из аварийного жилья. Оно, как правило, связано с несправедливым подходом к компенсации за изымаемое жильё. У этих граждан нет выбора между денежным возмещением и предоставлением другого жилья. Заблуждение у Виталия Леонтьевича, что эта решается проблема в 185-ФЗ. Нет этой нормы, она была, она исчезла. И проблема решается, Виталий Леонтьевич, только в судебном порядке (для справки вам).
Значит, участки земельные (вот это тоже сказывается на денежной компенсации) либо не сформированы, либо сформированы по отмостке, как это в Казани происходит. И, естественно, отсутствие стоимости земли влияет на стоимость компенсации. Это все мы прекрасно понимаем. Поэтому мы что предлагаем: не принимать решение о переселении по дому, если участок не стоит на кадастровом учёте. Такая норма есть, но при введении дома в эксплуатацию. А почему при сносе дома такой нормы нет? Надо проблему решить, мы проект внесли, и он находится в комитете у Крашенинникова.
Да, внесён законопроект в Думу. Мы предлагаем, коллеги, провести в ноябре парламентские слушания по проекту, он слишком серьёзный для того, чтобы просто его принимать без обсуждения.
Приглашаем вас, Виталий Леонтьевич, и вас, ... Владимирович, и всех, кто находится сейчас в этой ложе, заинтересован, принять участие в парламентских слушаниях.
Но решая проблему аварийного фонда, необходимо думать о профилактике его возникновения. Как вы понимаете, речь идёт о реновации, которая должна стать стратегическим направлением в будущем, стратегическим направлением в будущем.
Дальше. Проблема, ну только ленивый не говорит, долги по оплате ЖКУ и персональные данные. Составляют они у граждан 750 миллиардов рублей. И в то же время при обращении в суд с 1 октября для взыскания задолженности необходимо предоставлять персональные данные.
Вот нет Иры Яровой, я ей искренне благодарна за то, что мы хотя бы сделали отсрочку для этой нормы на шесть месяцев. Но предполагается, что за это время будет выработан механизм защиты персональных данных.
Коллеги, у нас очень серьёзные сомнения, что это реально по этому поводу. При этом правительство предлагает ещё и повысить стоимость выписок из реестра недвижимости. У нас же постоянно меняются собственники, надо сделать выписки, а они будут очень дорогими.
Считаем, что правильным решением будет принятие уже внесённого законопроекта, кстати, Яровая меня в этом плане поддерживает, в котором предлагается предоставлять персональные данные в суд, если они имеются. Мы сами заинтересованы максимум персональных данных отдать в суд.
Поэтому мы считаем, что в противном случае персональные данные выйдут просто в открытое пространство. Можно поставить крест на законе о защите персональных данных. Кстати, это нас всех касается, коллеги.
Дальше, проблема принятия решений в многоквартирных домах тоже сегодня обсуждалась. Давно решена проблема в домах ЖСК, в уставах которых записана возможность проведения конференции, когда интересы собственников представляет один уполномоченный собственник.
Мы же приняли с вами в первом чтении с горячим обсуждением эту законодательную инициативу. Но почему решение затягивается? В доме, где больше 500 квартир, провести общее собрание, мягко говоря, исключительно сложно, если не говорить ещё более серьёзно.
Дальше. Проблема, которую поставил президент, о снижении уровня бедности. Мы предлагаем снизить финансовую нагрузку на граждан, находящихся на грани нищеты. Мы не только поможем им, но и снизим общий объём... 
(Микрофон отключён.)
Председательствующий. Минуту добавьте.
Хованская Г. П. Минутку добавьте, я заканчиваю.
Объём задолженности в сфере ЖКХ, так как эти граждане наиболее добросовестные плательщики, они держатся за эту субсидию. Ну как можно было не понимать вот эту вот связку?
Значит, считаем необходимым снизить долю расходов на оплату ЖКУ, как минимум, до 15 процентов. Цена вопроса оказалась меньше, чем мы предполагали, когда обсуждали эту проблему у Дмитрия Анатольевича Медведева, и составляет 29,7 миллиарда.
Проект висит, несмотря на поручение Медведева. Вячеслав Викторович присутствовал на этом обсуждении и очень хорошо эту помнит ситуацию.
Дальше - капремонт. Процесс пошёл капремонта, наметилась тенденция роста спецсчетов многоквартирных домов, уход из общего котла. Торможение перехода на спецсчета связано с опасением сохранности средств и невозможности привлечения льготных кредитов... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте ещё минуту.
Хованская Г. П. Ещё, да. Заканчиваю.
Мы неоднократно поднимали данный вопрос и, несмотря на поддержку Дмитрия Анатольевича, система льготного кредитования не введена, а законопроектом, которым вводится страхование спецсчетов, по нашим сведениям, правительство готовит отрицательный отзыв.
Про хостелы и апартаменты говорить не буду, потому что времени уже нет. Если интересно, дайте ещё 30 секунд. Очень коротко, ну очень коротко.
Председательствующий. У вас 36 есть, вы используйте их, видите на таймере.
Хованская Г. П. Да. Значит, коллеги, с 1 октября вступил в силу прямой запрет на использование жилого помещения в многоквартирном доме для предоставления гостиничных услуг. Это и так нельзя было делать, но пришлось принять для особо тупых вот этот закон.
Свобода предпринимательской деятельности не безгранична и не должна нарушать права граждан. Более того, президент поручил правительству ввести ограничения на размещение в многоквартирных домах объектов торговли и иных услуг, мешающих комфортному проживанию граждан.
Теперь по проблемам апартаментов у нас была... 
(Микрофон отключён.) 
Председательствующий. Ещё минуту добавьте. 
Хованская Г. П. Спасибо.
Значит, апартаменты строятся как объекты нежилого фонда, а реализуются мошеннически как жилые помещения.
То есть эта схема, либо мошенничество, либо коррупция. Потому что согласовывается нежилой объект, потом гражданам объясняют: да, мы вам переведем, да, мы вас зарегистрируем. Это ложь. Понимаете? Поэтому никаких усилий здесь не надо. Надо просто соблюдать закон.
Попытки легализовать этот процесс обхода законодательства поддержаны, коллеги, нами быть не могут.
Спасибо огромное за внимание.

 

 




Добавление комментариев:
Имя
Текст
Ввведите ответ на контрольный вопрос в синем поле:
В синее поле введите "2015" без кавычек.


Материалы рубрики
Fort Lauderdale International Boat Show – в курортном городке Форт-Лодердейл на восточном побережье южной Флориды, США, – проводится ежегодно 14 декабря. Оба судна готовились к участию в нём.
Об этом сообщил заместитель председателя Главного управления транспорта страны (TGA) Фарид бин Абдулла Аль-Катани на Международной конференции «Устойчивое морское развитие до 2030 года и в последующий период». Мероприятие было организовано впервые и прошло в столице – Эр Рияде – в партнёрстве с Международной морской организацией (IMO).
Такое улучшение предлагают общественные организации «Seas at Risk» и «Transport & Environment». Опубликован соответствующий доклад.
В конце октября Минфин вынес на общественное обсуждение законопроект о ГПП – государственном пенсионном продукте. По мысли авторов, новая система даст гражданам возможность самостоятельно финансировать свою «вторую» — негосударственную — пенсию. При этом государство будет стимулировать граждан подключаться к ГПП за счет налогового вычета со взносов, размер которых составит до 6% от зарплаты. Льготы также запланированы и для работодателей, которые захотят софинансировать накопления сотрудников.
Председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) обсудил с представителями организаций жителей блокадного Ленинграда и семей погибших защитников Отечества меры социальной поддержки этих категорий граждан.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).