Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Все новости
Смерть шпионам!
19.04.2018
В севастопольском театре им. Лавренёва Черноморского флота Российской Федерации проходит выставка, приуроченная к 75-летию создания органа контрразведки – легендарного подразделения «Смерш». Вокруг него до сих пор немало мифов, многое из его истории по-прежнему находится под грифом «совершенно секретно», сообщает портал «Новый Севастополь».

Экспонаты – 186 документов, которые были рассекречены только в 2018 году специально для этой выставки. В их числе – история гибели теплохода «Армения», крупнейшей морской катастрофы на Чёрном море, которая произошла 7 ноября 1941 года из-за немецкой торпедной атаки, и одной из крупнейших в мировой морской истории.

«До сих пор место гибели этого корабля не установлено. Мы называем квадрат, в котором он затонул, чтобы исследователи глубин Чёрного моря всё же могли попытаться найти этот корабль», – рассказал официальный представитель управления Федеральной службы безопасности России по Республике Крым и Севастополю Сергей Терехов.

(То, что Терехов называем «Армению» кораблём, а не судном, вероятно, обычная сухопутная безграмоnность. Однако, в данном случае, незнание морского языка имеет второе дно. 

Чтобы дистанцироваться от этой двусмысленности, мы вынуждены кое-что пояснить читателям «В окияне-море». А именно: грузопассажирское судно «Армения» вышло из Севастополя 6 ноября 1941 года, эвакуируя пациентов и персонал 23 госпиталей, в том числе, главного военного госпиталя Черноморского флота, персонал пионерлагеря «Артек», жителей города, часть партийного руководства Крыма. Судно благополучно прибыло в Ялту, дополнительно взяло на борт несколько сотен человек и некий груз. В 8.00 7 ноября 1941 года «Армения» покинула Ялту и последовала в направлении кавказского берега в сопровождении двух истребителей И-153 (легендарные бипланы «Чайка» гениального авиаконструктора Поликарпова) и двух сторожевых катеров. Истребители дожны были нейтрализовать вероятную атаку пикирующих бомбардировщиков, а военные моряки – предотвратить нападение с моря.

И те, и другие прозевали атаку низколетящего одиночного торпедоносца «Хейнкель», He-111. Немецкий самолёт зашёл со стороны крымского берега и с расстояния 600 метров сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть «Армении», и через 4 минуты теплоход затонул. По разным оценкам, на борту было от 5 до 10 тысяч человек, спасли из них восьмерых. 

Второе дно вопроса «корабль или судно?» состоит вот в чём. «Армения» несла отличительные знаки санитарного (или, что то же, госпитального) судна. Поэтому атака немецкого пилота была его личным военным преступлением. Однако после войны некоторые историки стали говорить так: «Армения» нарушила свой статус, поскольку была вооружена четырьмя зенитными пушками 21-К. На борту, кроме раненых и беженцев, находились военнослужащие и сотрудники НКВД. Ну, и охрана – два боевых самолёта и два вооружённых катера. Так что советский теплоход, с точки зрения международного права тех лет, должен считаться законной военной целью. 

Может, и так. Однако  «Чайки» в ожидании «юнкерсов» барражировали на высоте трёх тысяч метров, а два катерка шлёпали по морю далеко впереди транспортного судна. В момент атаки пилот He-111 знал только одно: перед ним – госпитальное судно с красными крестами. И сбросил торпеды. – Прим. «В окияне-море».

Сергей Терехов подчеркнул, что одна из легенд, связанная с гибелью теплохода, касается золотого запаса, который был на борту.

«Мы сегодня впервые выставляем документы по делу эвакуации Черноморского флота из Севастополя в 1942 году. Это дело содержит материалы расследования причин гибели большей части особого отдела Черноморского флота во время боёв по обороне Севастополя 1942 года. Оно содержит уникальную историю о том, как после падения Херсонеса и 35-й береговой батареи из Новороссийска были отправлены пять торпедных катеров. Сотрудники особого отдела смогли передать радиограмму о том, что они находятся в пещерах под Херсонесом в прибрежной зоне и готовы к эвакуации – они охраняли архив органов госбезопасности. Эта ценная информация могла попасть в руки немцев. Поэтому были отправлены катера, которым нужно было вывезти 40 человек – они вывезли 484 человека. Чтобы спасти последнюю женщину – военного врача, командиру этой спасательной экспедиции пришлось остаться на берегу и вместе с ранеными чекистами – сотрудниками особого отдела – принять последний бой», – рассказал Терехов.

Есть на выставке витрина с делами на военно-морскую разведку Германии.

По словам официального представителя ФСБ, впервые в истории органов госбезопасности демонстрируется дело об агентурной разработке военно-морской разведки Германии, которому был присвоен условный шифр «Акулы»: «Оно содержит много томов – здесь представлены только три. Они не все рассекречены – только на тысячные доли процентов. Военно-морская разведка Германии в Симеизе имела крупнейшую школу подготовки диверсантов для заброски в тыл Красной Армии. Мы впервые показываем документ, санкционирующий радиоигру советской контрразведки: когда радист попадал в плен и соглашался сотрудничать с органами госбезопасности, через его приёмник передавалась дезинформация».

На стендах представлены фотографии погибших в годы Великой Отечественной войны сотрудников военной контрразведки, в том числе, «Смерша», с описанием их подвигов, документы по истории создания особого отдела крымской областной чрезвычайной комиссии.

«В витрине представлены подлинные документы с предметами одежды советской армии, немецкой, оружие чекистов», – отметил Терехов. В Крыму, по его словам, погибло самое большое количество кадровых сотрудников органов госбезопасности в годы Великой Отечественной войны.

«До сих пор приходится констатировать, что мы не сформировали списки всех погибших, до сих пор мы не знаем точно, кто где похоронен, но работа над этим ведётся, – подчеркнул Терехов. – Результат их труда – десятки пойманных шпионов, десятки предотвращённых терактов, обеспечение безопасности Красной Армии, её тыла». «Военная контрразведка «Смерш» просуществовала всего три с небольшим года, но полностью решила весь спектр поставленных перед ней задач, – отметил начальник УФСБ по Черноморскому флоту – контр-адмирал Виталий Уткин. – Мы искренне рассчитываем на то, что история органов госбезопасности и военной контрразведки представляет интерес для жителей России, Крыма, города-героя Севастополя».

Экспозиция будет представлена в театре имени Лавренёва в течение месяца. Организаторы рассчитывают, что выставка будет особенно востребована в течение майских праздников.

Управление контрразведки «Смерш» (расшифровывается как «смерть шпионам») было создано 19 апреля 1943 года.




Добавление комментариев:
Имя
Текст
Ввведите ответ на контрольный вопрос в синем поле:
В синее поле введите "2015" без кавычек.


Материалы рубрики
Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект № 505745-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об участии Госкорпорации «Росатом» в функционировании Северного морского пути). Помимо своей очевидной практической ценности для превращения СМП в международную транспортную магистраль, этот законопроект, фактически, выражает недоверие Министерству транспорта Российской Федерации как организации, которой можно поручать что-нибудь серьёзное. По нашим наблюдениям, Минтранс зарабатывал себе такую репутацию весь ХХI век.
Основной принцип законопроекта – возможность полноценного и бесплатного рыболовства для граждан на водоемах общего пользования, сообщил председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Учёные работающие в проекте Уэссекс Археология (Wessex Archeоlogy) считают, что на участках подводных территорий ими обнаружены артефакты, подтверждающие, что в этом месте существовало государство.
Об этом написал мэр Москвы Сергей Собянин на своей странице в твиттере.
Транспортная система называется Hyperloop и по планам разработчиков позволит увеличить эффективность использования терминалов.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).