Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Все новости
Почему военные моряки не любят пользоваться услугами лоцманов Росморпорта
14.08.2011
Вчера в Новороссийске состоялась церемония передачи российской стороне командования Черноморской военно-морской группой оперативного взаимодействия (ЧВМГ) «Блэксифор» (BlackSeaFor). Двумя днями раньше в порт Новороссийск вошли боевые корабли четырёх стран-участниц соглашения по «Блэксифор» – Болгарии, Румынии, Турции и Украины. А 16 августа вся группировка, включая флагман, большой десантный корабль Черноморского флота «Цезарь Куников», покинет Новороссийск. Начнётся морская фаза активации ЧВМГ, отработка задач в море. Лоцманские проводки иностранных военных кораблей выполняет негосударственная лоцманская организация ООО «Новоморсервис».

Месяц назад, 6 июля, здесь же проходили Международные учения пограничных ведомств и береговых охран Черноморского региона «Черноморский ястреб-2011». Лоцманы «Новоморсервиса» опять сработали отлично и получили благодарность от начальника Черноморско-Азовского пограничного управления береговой охраны ФСБ РФ генерал-лейтенанта Фёдора Чередниченко.

А Росморпорт ничего не получил. К нему даже не обратились. Потому что военные моряки точно знают, чем такие обращения заканчиваются.

В правилах взимания портовых сборов и обязательных постановлениях во всех морских портах России прописано, что некоторые суда – например, научно исследовательские или российские военные корабли – лоцманы обязаны проводить бесплатно. И не важно, идёт ли речь о государственной или негосударственной лоцманской организации. В нашей стране требования ко всем лоцманам одинаковы, все работают по единым правилам. К кому обратились учёные или военные – те, значит, имеют честь оказать им бесплатную услугу.

Правда, российские военные моряки в такой услуге не нуждаются. Военные лоцманы подготовлены к проводке своих кораблей в любых российских водах. А вот про иностранные военные корабли в правилах взимания портовых сборов и обязательных постановлениях ничего не сказано. Как будто их нет и быть не может. Это, кстати сказать, недоработка Росморпорта, Росморречфлота и Минтранса, вместе взятых.

И когда начинаются учения, возникают проблемы. Наши военные лоцманы на иностранных военных кораблях работать пока не могут. Предлагать участникам совместных учений оплачивать гражданские лоцманские проводки по факту – за гранью приличий. В бюджете у российских военных моряков такие затраты не предусмотрены, поскольку нигде в законодательстве не записано, что на проводку иностранных военных кораблей во время учений нужны деньги.

В апреле нынешнего года в Новороссийске проводились двухдневные совместные учения
кораблей Черноморского флота и флотов иностранных государств. Командование Новороссийской Военно-морской базы написало в адрес руководства Новороссийского филиала ФГУП "Росморпорт" письмо. Попросило оказать услугу по лоцманской проводке иностранных кораблей безвозмездно. На совещании у капитана Новороссийского порта представитель Росморпорта подтвердил, что такая услуга будет оказана.

Учения успешно прошли. А затем в адрес командования НВМБ поступила претензия Росморпорта с требованием выплатить 52 864 рубля за лоцманскую проводку.

Об этой мелкой неприличной истории не стоило бы и упоминать. Если бы она не имела большого и очень неприличного политического подтекста.

В настоящее время Министерство транспорта России разослало в министерства и ведомства законопроект, которым предполагается запретить в нашей стране негосударственных лоцманов. Если законопроект будет принят, то всякий, кто пожелает посвятить свою жизнь проводкам морских судов в сложных навигационных условиях, обязан будет работать в государственной лоцманской организации.

Этот законопроект противоречит российской Конституции, он закладывает коррупциогенные механизмы в систему взимания и использования лоцманского сбора, не обеспечивает безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним и, в случае принятия, приведёт к снижению конкурентоспособности российских портов.

Зачем же нужен такой законопроект?

А он не нужен. Ни портовикам, ни судовладельцам, ни государству. Никому, кроме Росморпорта, Росморречфлота и Минтранса.

По мнению «В окияне-море», которое мы не раз и достаточно глубоко обосновывали, этот законопроект порождён двумя причинами. Первая: неспособность Минтранса России организовать лоцманское дело в России. Вторая: неуёмное желание отдельных чиновников Минтранса России добраться до лоцманского сбора. Речь идёт о суммах, минимум, $80 миллионов в год. Если убрать с дороги негосударственных лоцманов, то возможность распоряжаться этими деньгами, как следует из предлагаемого законопроекта, окажется, как раз, в руках упомянутых отдельных чиновников.

Вообще, негосударственные лоцманы для Минтранса хуже бельма на глазу. Прекрасно подготовленные, досконально знающие морское дело специалисты, они видят все просчёты в государственной морской политике транспортного министерства. И не молчат. Можно сказать, работают в качестве независимого экспертного корпуса. К их мнению всё чаще прислушиваются. Благодаря их усилиям, в действующие нормативные акты вносятся поправки, которые приближают российское морское законодательство к международному.

Однако профильный регулятор, Министерство транспорта, занимает не конструктивную позицию. Оно предпочитает работать кулуарно, а с негосударственными лоцманами надеется решить вопрос раз и навсегда.

Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная служба уже дали своё отрицательное заключение на эту законодательную инициативу Минтранса. Но через средства массовой информации Министерство транспорта похвасталось, что Минобороны, якобы, наоборот, с законопроектом согласилось.

Что-то мы сомневаемся. Зачем Министерству обороны это надо? Разве только предложить Сердюкову на бедность что-нибудь из лоцманского сбора? Росморпорт тратит на своё содержание миллиарды бюджетных рублей, но не гнушается обмануть военных моряков ещё на 52 864 рубля. В новых обязательных постановлениях, которые разрабатываются сейчас Минтрансом во всех портах Российской Федерации, опять про проводку иностранных военных кораблей ничего не сказано. Снова не доработали?.. Как говорится, пятьдесят тысяч – это в одном порту, да за одни учения. А только в Новороссийске они в 2011 году уже три раза побывали.

Сейчас дело о 52 864 рублях находится в суде. Ну, неоткуда Новороссийской Военно-морской базе взять эти деньги. Флаг российский, может, продать в сувенирной лавке?

Так что теперь новороссийское военные моряки предпочитают сотрудничать с директором ООО «Новоморсервис» Владимиром Ганиным – без денег, без обмана, без шума и качественно.


Валерий Зинченко,
порт Новороссийск – Москва.





Материалы рубрики
Раньше местные жители или приезжие вандалы отметились в керченском Сквере Славы в январе и марте 2018 года.
Несмотря на порывистый ветер до 14 м/сек, временами – дожди, главное мероприятие камчатского праздника – Дня вулкана – не отменили. Только слегка сократили дистанцию массового восхождения.
Самыми несчастными считают себя моряки, которые работают на круизных судах и паромах.
Вчера, 14.08.2019, Объединённая группа по экспортному контролю Департамента международной торговли опубликовала на сайте gov.uk Уведомление для экспортёров 2019/13 о новом контроле над экспортом подводных судов (аппаратов) и сопутствующего оборудования в Россию. Новые правила вступили в силу с момента опубликования.
Происшествие имело место в ночь с 13 на 14 августа 2019 в Мраморном море, у побережья Зейтинбурну – района Стамбула.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).