Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Все новости
Почему военные моряки не любят пользоваться услугами лоцманов Росморпорта
14.08.2011
Вчера в Новороссийске состоялась церемония передачи российской стороне командования Черноморской военно-морской группой оперативного взаимодействия (ЧВМГ) «Блэксифор» (BlackSeaFor). Двумя днями раньше в порт Новороссийск вошли боевые корабли четырёх стран-участниц соглашения по «Блэксифор» – Болгарии, Румынии, Турции и Украины. А 16 августа вся группировка, включая флагман, большой десантный корабль Черноморского флота «Цезарь Куников», покинет Новороссийск. Начнётся морская фаза активации ЧВМГ, отработка задач в море. Лоцманские проводки иностранных военных кораблей выполняет негосударственная лоцманская организация ООО «Новоморсервис».

Месяц назад, 6 июля, здесь же проходили Международные учения пограничных ведомств и береговых охран Черноморского региона «Черноморский ястреб-2011». Лоцманы «Новоморсервиса» опять сработали отлично и получили благодарность от начальника Черноморско-Азовского пограничного управления береговой охраны ФСБ РФ генерал-лейтенанта Фёдора Чередниченко.

А Росморпорт ничего не получил. К нему даже не обратились. Потому что военные моряки точно знают, чем такие обращения заканчиваются.

В правилах взимания портовых сборов и обязательных постановлениях во всех морских портах России прописано, что некоторые суда – например, научно исследовательские или российские военные корабли – лоцманы обязаны проводить бесплатно. И не важно, идёт ли речь о государственной или негосударственной лоцманской организации. В нашей стране требования ко всем лоцманам одинаковы, все работают по единым правилам. К кому обратились учёные или военные – те, значит, имеют честь оказать им бесплатную услугу.

Правда, российские военные моряки в такой услуге не нуждаются. Военные лоцманы подготовлены к проводке своих кораблей в любых российских водах. А вот про иностранные военные корабли в правилах взимания портовых сборов и обязательных постановлениях ничего не сказано. Как будто их нет и быть не может. Это, кстати сказать, недоработка Росморпорта, Росморречфлота и Минтранса, вместе взятых.

И когда начинаются учения, возникают проблемы. Наши военные лоцманы на иностранных военных кораблях работать пока не могут. Предлагать участникам совместных учений оплачивать гражданские лоцманские проводки по факту – за гранью приличий. В бюджете у российских военных моряков такие затраты не предусмотрены, поскольку нигде в законодательстве не записано, что на проводку иностранных военных кораблей во время учений нужны деньги.

В апреле нынешнего года в Новороссийске проводились двухдневные совместные учения
кораблей Черноморского флота и флотов иностранных государств. Командование Новороссийской Военно-морской базы написало в адрес руководства Новороссийского филиала ФГУП "Росморпорт" письмо. Попросило оказать услугу по лоцманской проводке иностранных кораблей безвозмездно. На совещании у капитана Новороссийского порта представитель Росморпорта подтвердил, что такая услуга будет оказана.

Учения успешно прошли. А затем в адрес командования НВМБ поступила претензия Росморпорта с требованием выплатить 52 864 рубля за лоцманскую проводку.

Об этой мелкой неприличной истории не стоило бы и упоминать. Если бы она не имела большого и очень неприличного политического подтекста.

В настоящее время Министерство транспорта России разослало в министерства и ведомства законопроект, которым предполагается запретить в нашей стране негосударственных лоцманов. Если законопроект будет принят, то всякий, кто пожелает посвятить свою жизнь проводкам морских судов в сложных навигационных условиях, обязан будет работать в государственной лоцманской организации.

Этот законопроект противоречит российской Конституции, он закладывает коррупциогенные механизмы в систему взимания и использования лоцманского сбора, не обеспечивает безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним и, в случае принятия, приведёт к снижению конкурентоспособности российских портов.

Зачем же нужен такой законопроект?

А он не нужен. Ни портовикам, ни судовладельцам, ни государству. Никому, кроме Росморпорта, Росморречфлота и Минтранса.

По мнению «В окияне-море», которое мы не раз и достаточно глубоко обосновывали, этот законопроект порождён двумя причинами. Первая: неспособность Минтранса России организовать лоцманское дело в России. Вторая: неуёмное желание отдельных чиновников Минтранса России добраться до лоцманского сбора. Речь идёт о суммах, минимум, $80 миллионов в год. Если убрать с дороги негосударственных лоцманов, то возможность распоряжаться этими деньгами, как следует из предлагаемого законопроекта, окажется, как раз, в руках упомянутых отдельных чиновников.

Вообще, негосударственные лоцманы для Минтранса хуже бельма на глазу. Прекрасно подготовленные, досконально знающие морское дело специалисты, они видят все просчёты в государственной морской политике транспортного министерства. И не молчат. Можно сказать, работают в качестве независимого экспертного корпуса. К их мнению всё чаще прислушиваются. Благодаря их усилиям, в действующие нормативные акты вносятся поправки, которые приближают российское морское законодательство к международному.

Однако профильный регулятор, Министерство транспорта, занимает не конструктивную позицию. Оно предпочитает работать кулуарно, а с негосударственными лоцманами надеется решить вопрос раз и навсегда.

Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная служба уже дали своё отрицательное заключение на эту законодательную инициативу Минтранса. Но через средства массовой информации Министерство транспорта похвасталось, что Минобороны, якобы, наоборот, с законопроектом согласилось.

Что-то мы сомневаемся. Зачем Министерству обороны это надо? Разве только предложить Сердюкову на бедность что-нибудь из лоцманского сбора? Росморпорт тратит на своё содержание миллиарды бюджетных рублей, но не гнушается обмануть военных моряков ещё на 52 864 рубля. В новых обязательных постановлениях, которые разрабатываются сейчас Минтрансом во всех портах Российской Федерации, опять про проводку иностранных военных кораблей ничего не сказано. Снова не доработали?.. Как говорится, пятьдесят тысяч – это в одном порту, да за одни учения. А только в Новороссийске они в 2011 году уже три раза побывали.

Сейчас дело о 52 864 рублях находится в суде. Ну, неоткуда Новороссийской Военно-морской базе взять эти деньги. Флаг российский, может, продать в сувенирной лавке?

Так что теперь новороссийское военные моряки предпочитают сотрудничать с директором ООО «Новоморсервис» Владимиром Ганиным – без денег, без обмана, без шума и качественно.


Валерий Зинченко,
порт Новороссийск – Москва.





Материалы рубрики
Все мероприятия, организуемые IMO, или те, что предполагали участие Международной морской организации, и запланированные на апрель-июнь 2020 года, переносятся на неопределенный срок. Уже три недели (с 13 марта) здание штаб-квартиры IMO в Лондоне закрыто, сотрудники аппарата переведены на удаленный режим работы.
Незаходными называют траулеры, которые принадлежат российским рыбодобывающим компаниям, но не могут зайти в отечественные порты. Дело в том, что они были построены или модернизированы не у нас. И, в соответствии с российским законодательством, облагаются таможенной пошлиной и НДС. В сумме этот платёж составляет более 20% от инвестиционных затрат. На данный момент таких траулеров насчитывается несколько десятков.
STELLA KARINA, прежнее название SVALBARDI, IMO 6910570, флаг Россия, порт приписки Магадан, год постройки 1969 (Норвегия), длина 61,74 метра, собственник «ООО "Магаданрыба», адрес: 690091 Владивосток, ул. Лазо, д.8, 12 этаж, находилось на промысле в Охотском море.
Напомним, месяц назад Россия показала, что тоже может вызвать мировой кризис. В пятницу, 6 марта 2020, представитель Москвы на переговорах в Вене отказался не только от предложенного Саудовской Аравией плана по сокращению добычи нефти, но и от поддержки предыдущего соглашения, сделки ОПЕК +, позволявшей управлять мировыми ценами на нефть с 2016 года (см.у нас новость «У нас на Земле – происшествие мирового масштаба. Биржи США тоже рухнули» от 09.03.2020).
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).