Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Все новости
Объём суверенных прав России на участок дна Каспия по соглашениям с Казахстаном и Азербайджаном ýже объёма наших прав в отношении своего континентального шельфа согласно международному праву
25.07.2019
Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект № 112532-7 «О регулировании отдельных отношений, связанных с искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в пределах российского сектора Каспийского моря, и о внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
На первый взгляд, этот законопроект касается, разве что, владельцев буровых установок. Но мы предлагаем Пояснительную записку к нему всем читателям «В окияне-море». В тексте есть и общеинтересная информация.

Проект федерального закона "О регистрации расположенных на российском участке дна Каспийского моря искусственных островов, установок, сооружений и прав на них и внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 г. № АД-П9-2565 в целях законодательного закрепления единообразного подхода к регистрации прав на объекты обустройства месторождений углеводородного сырья, расположенные во внутренних морских водах, территориальном море, а также на российском участке дна Каспийского моря (название законопроекта, которое мы привели выше, – правильное официальное его название на данный момент – прим. «В окияне-море»).

Принципиальное отличие регистрации прав на указанные объекты заключается в их особом статусе. Так, в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В то же время в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон № 155-ФЗ) под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

Создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладка подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных водным законодательством, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "к" пункта 7 Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2000 г. № 44 (далее - Порядок), запрос на создание, эксплуатацию и использование таких объектов, представляемый в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, должен содержать в том числе сроки начала и окончания эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений.
В целях обеспечения безопасности судоходства и рыболовства и предотвращения угрозы загрязнения морской среды покинутые или неиспользуемые искусственные острова, сооружения и установки должны быть удалены (ликвидированы) их создателями в сроки, оговоренные в разрешении (пункт 19 Порядка).

Таким образом, рассматриваемые объекты имеют статус временных сооружений и не отвечают требованиям, предъявляемым к объектам недвижимости в понимании действующей системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Цели создания и использования объектов обустройства месторождений углеводородного сырья, расположенных во внутренних морских водах, территориальном море, а также на российском участке дна Каспийского моря, которые непосредственно связаны со специфическими видами деятельности, относящимися к лицензируемым видам деятельности, а также запрет на передачу прав по выданным разрешениям на создание и эксплуатацию таких объектов другим лицам свидетельствуют о том, что участие указанных объектов в гражданском обороте объектов недвижимости не предполагается или существенно ограничено и возможно только для узкого круга лиц.

Кроме того, при рассмотрении вопроса о регистрации прав на объекты обустройства морских месторождений ключевое значение имеет обстоятельство, находятся ли такие объекты в границах территории Российской Федерации.
Согласно статье 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Территория Российской Федерации по морю ограничивается внешней границей территориального моря Российской Федерации, которая определяется как часть моря шириной 12 морских миль (22,2 км), отсчитываемая от прямых исходных линий, определенных в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (далее - Конвенция ООН по морскому праву; ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 30-ФЗ).
Суверенитет государства распространяется в том числе на территориальное море, включая воздушное пространство над ним (статья 2 Конвенции ООН по морскому праву), что означает, что на данной территории действует законодательство соответствующего государства, а само государство на такой территории независимо.

Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Государственной границе) и Законом № 155-ФЗ определено, что прохождение Государственной границы Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона № 155-ФЗ территориальное море Российской Федерации - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 Закона № 155-ФЗ, при этом иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 Закона № 155-ФЗ.

Правовой статус Каспийского моря как внутриконтинентального водоема, не имеющего естественного соединения с Мировым океаном, не регламентируется нормами международного морского права, в частности положениями Конвенции ООН по морскому праву. В связи с этим в нем отсутствуют "традиционные" морские пространства, такие как территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф.

Данный вопрос является предметом продолжающихся переговоров между прикаспийскими государствами. В рамках данного процесса по итогам переговоров на высшем уровне в ходе Астраханского саммита 2014 года зафиксирована готовность сторон установить в каспийской акватории следующие зоны: под национальным суверенитетом шириной 15 морских миль; рыболовные зоны (с исключительным правом на добычу водных биоресурсов) шириной 10 морских миль; общее водное пространство. Однако такое понимание отражено в Заявлении президентов - политическом, не имеющем обязательной юридической силы документе.

Разграничение участков дна Каспийского моря в соответствии с соглашениями России с Казахстаном и Азербайджаном произведено исключительно в целях осуществления указанными государствами суверенных прав на недропользование, при этом объем суверенных прав, которыми Россия обладает в отношении своего участка дна Каспия по этим соглашениям, ýже объема ее прав в отношении своего континентального шельфа согласно международному праву.

Закрепление за Россией суверенных прав в российской части дна Каспийского моря не означает и включения соответствующих пространств в состав территории Российской Федерации и не дает оснований для осуществления над ними всей полноты национальной юрисдикции.

По информации Росреестра, согласно географическим координатам расположения объектов в акватории северной части Каспийского моря, указанным в разрешениях на ввод соответствующих объектов в эксплуатацию, данные объекты располагаются за пределами районов, находящихся под суверенитетом Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что объекты обустройства морских месторождений углеводородного сырья, расположенные на лицензионных участках недр российского участка дна Каспийского моря, могут быть условно приравнены к искусственным островам, установкам, сооружениям, расположенным на континентальном шельфе Российской Федерации. 

Вместе с тем, учитывая международный правовой статус и в связи с этим особое регулирование отношений по использованию континентального шельфа Российской Федерации и российского участка дна Каспийского моря, вопросы о регистрации прав на объекты обустройства морских месторождений на указанных территориях должны иметь особое регулирование, как это, в частности, предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (далее - Закон о шельфе) и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. № 760 "О  регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них" (далее - Постановление № 760).

В настоящее время регистрация объектов обустройства морских месторождений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них осуществляется согласно Закону о шельфе и Правилам регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и прав на них, утвержденным Постановлением № 760 (далее - Правила). 

При этом Постановлением № 760 предусмотрено, что регистрация искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них осуществляется Росприроднадзором (пункт 2 Правил), находящимся в ведении Минприроды России, в специальном реестре - Реестре искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них.

В связи с этим представляется целесообразным распространить применение указанных Правил также в отношении объектов обустройства морских месторождений углеводородного сырья, расположенных во внутренних морских водах, территориальном море, а также на российском участке дна Каспийского моря, на лицензионных участках недр, не затрагивая вопросы правового статуса российского участка дна Каспийского моря.

Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации отсутствует.

 




Добавление комментариев:
Имя
Текст
Ввведите ответ на контрольный вопрос в синем поле:
В синее поле введите "2015" без кавычек.


Материалы рубрики
Коринфский канал — бесшлюзовый судоходный канал в Греции, который действует с 1893 года. Он соединяет залив Сароникос Эгейского и Коринфский залив Ионического морей. Прорыт через Коринфский перешеек, соединяющий полуостров Пелопоннес с центральной частью Греции. Название получил в честь города Коринфа, расположенного у западной оконечности канала.
«Правительство России, на каждом шагу декларируя необходимость повышенного внимания к нуждам северян, руками своих чиновников сводит благие намерения к нулевому, а зачастую, и к отрицательному результату», – пишет независимое мурманское Информационное агентство «СеверПост».
В пятницу, 11.10.2019, перевозчик сырой нефти, Crude Oil Tanker SABITI, IMO: 9172040, флаг Иран, длина 274 метра, ширина 48,03 метра, год постройки 1999, в грузу, судовладелец Национальная нефтяная корпорация Ирана (NIТC), следовал в направлении Суэцкого канала.
Вчера Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ) на своём сайте заявила, что готова принять участие в разработке мер и предложений по пересмотру условий соглашения о «линии Шеверднадзе-Бейкера».
«Для судовладельцев и операторов флота сложно соблюсти баланс между проведением регулярных осмотров и немалыми расходами на них», – сожалеют представители датской судоходной компании NORDEN.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).