Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Все новости
«Лоцман – Крым» приказал всем другим лоцманам долго жить
17.03.2017
Совместными усилиями заместитель Министра транспорта – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский и Федеральная антимонопольная служба уничтожили конкурента Росморпорта – Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Лоцман-Крым». Усилиями мы называем не только многолетнюю не основанную на законе активность г-на Олерского, но и столь же длительное усиленное ничегонеделание Федеральной антимонопольной службы России.

«В окияне-море» пару-тройку раз уже сообщал о разных аспектах личной деятельности Виктора Олерского на ниве организации лоцманского дела в России (см. у нас, например, новости «Хит сезона 2016 года: театрально-транспортная комедия Олерского «Тамань» от 20.09.2016, «Восхождение Росморпорта: от акциденций и демпинга к чему-то, весьма напоминающему шантаж» от 18.08.2016, «Монополии бывают естественные и противоестественные» от 07.07.2016 и другие).

Сейчас в России действуют как государственные, так и негосударственные лоцманские организации. И те, и другие являются коммерческими. В большинстве портов услуги по проводке судов в порт и на выход из порта оказывает ФГУП «Росморпорт». Но, примерно, в десяти из них (в том числе, самых крупных) с Росморпортом конкурируют лоцманы частных организаций.

Судовладельцев конкурентная среда в портах абсолютно устраивает, поскольку оставляет за ними право выбора, а Виктора Олерского – нет. Он желает сделать лоцманское дело в России, исключительно, государственной функцией. Объясняет своё желание заботой о безопасности мореплавания.

Критики его объяснение не выдерживает никакой. Лоцманы Росморпорта и лоцманы негосударственных лоцманских организаций, примерно, одинаково квалифицированны. Статистика аварийности демонстрирует несколько лучшее состояние дел в негосударственных лоцманских организациях. Кроме того, «частники» выполняют, приблизительно, одинаковый с росморпортовцами объём лоцманских работ гораздо меньшей численностью.

Олерский на эту жизненную фактуру никакого внимания не обращает. Поэтому «В окияне-море» не очень доверяет его официально объявленной мотивировке насчёт безопасности мореплавания. Мы полагаем, что реальные побудительные мотивы Олерского носят коррупционный характер.

Такая наша уверенность вызвана ещё и тем, что для проведения в жизнь идеи огосударствить лоцманское дело Виктор Олерский не гнушается использовать запрещённые приёмы. Несколько лет, например, он пытался реализовать свои планы через принятие федерального закона.

К счастью, в конце концов, обе ветви власти – и законодательная, и исполнительная – разобрались с вопросом организации лоцманского дела в России. Все поняли, что огосударствление – личный «пунктик» Олерского. Последний по счёту антилоцманский законопроект Минтранса лежит в Правительстве уже года три. Его не рассматривают и, уж тем более, не планируют вносить в Госдуму.

После того, как Олерский понял, что государственная власть его «пунктику» потакать не намерена, началось самое интересное.

Государство – это Олерский?

Беседы не только с судовладельцами, но и с другими бизнесменами привели нас к пониманию, что все они под словом «государство» понимают одно и то же – коррумпированного чиновника, который использует государственный механизм в своих личных целях.

В принципе, это совпадает с определением Владимира Путина, который на ранних сроках своего президентства однажды публично заметил: некоторые чиновники воспринимают госслужбу как свой собственный бизнес. Только теперь это утверждение Президента, на наш взгляд, относится не к некоторым, а к очень многим чиновникам. Они даже перестали стесняться.

Вот, например, Виктор Олерский. Когда он понял, что законопроект против негосударственных лоцманов шансов превратиться в закон не имеет, то публично заявил, что, в таком случае, будет использовать свои собственные возможности для ликвидации конкуренции в лоцманском деле в рамках действующего законодательства.

Вдумайтесь в это хвастовство, уважаемые читатели «В окияне-море». Потребителям – судовладельцам – ликвидация конкуренции в лоцманском деле не нужна. Государственной власти – парламенту и Правительству – тоже. Это нужно одному-единственному чиновнику – Виктору Олерскому.

Значит, на кого он работает – на государство?.. Нет. На общество?.. Тоже нет. На морскую отрасль?.. Ещё чего! Он работает на себя и соперничает с государством. Хотя Министерство транспорта – орган государственного управления, созданный на деньги налогоплательщиков и обязанный действовать в интересах государства.

И вы знаете, уважаемые читатели «В окияне-море», на сегодняшний день Олерский доказал: государство – это не лоцманы, не судовладельцы, не Парламент и не Правительство. И не Президент. Государство – это он, Олерский.

Прощай, «Лоцман – Крым»

Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт», оказывающее лоцманские услуги в большинстве морских портов Российской Федерации, – организация, дважды подчинённая Виктору Олерскому. Первый раз – как руководителю Росморречфлота. Второй – как заместителю Министра транспорта.

В конце декабря 2016 года генеральный директор Росморпорта Андрей Тарасенко издал два приказа. Согласно этим документам, к судам, работающим на морских линиях, применяются специальные понижающие коэффициенты к ставкам лоцманского сбора, установленным для ФГУП «Росморпорт» пунктами 8, 10, 11, 19, 28 и 51 приложения к приказу ФАС России от 06.06.2016г. № 711/16.

Для контейнеровозов, работающих на линиях, – в размере 15 процентов и для контейнеровозов с открытым верхом («Open top») – 25 процентов. Для судов, работающих на морской линии, дополнительно предоставляется ещё отсрочка платежей по портовым сборам до 10 банковских дней – тогда как остальные участники транспортного процесса таких льгот не имеют. А для некоторых, особых, – например, для Mediterranean Shipping Company S.A. – скидка до 40 процентов и отсрочка до 30 календарных дней!

Причём скидки и отсрочки предоставляются только по лоцманскому сбору и только в тех портах, где Росморпорт работает в условиях конкуренции с негосударственными лоцманами. Там, где Росморпорт оказывает лоцманские услуги монопольно, ставки лоцманского сбора не снижаются и отсрочка платежей не предоставляется. Таким образом, насколько мы понимаем, реализуется новая игра Олерского против негосударственных лоцманов. Олерский решил их разорить. Росморпортовские лоцманские службы Минтранс (читать надо: Олерский) заставляет работать с убытком.

Деньги, которые приносят лоцманские проводки судов по заниженным ставкам лоцманского портового сбора, не покрывают расходов Росморпорта на содержание лоцманских служб и собственно проводки. Но Олерского это не беспокоит. В нарушение действующего российского законодательства, Росморпорт занимается перекрёстным субсидированием. Ставки других портовых сборов – например, навигационного – наоборот, завышены.

Убытки от лоцманской деятельности, которые, таким образом, компенсирует Росморпорт, достаточно велики – около 500 миллионов в 2014 году и около 1 миллиарда рублей в 2015 году. Увеличение потерь за один год в два раза!

Конкуренты – негосударственные лоцманы – такой возможности, конечно, не имеют.

Пока ещё негосударственные лоцманские организации выдерживают демпингование росморпортовских лоцманских служб. Однако будущее, которое скоро их настигнет, уже хорошо видно – на примере Крыма.

В республике Крым действовало собственное государственное лоцманское предприятие. Государственное – но не росморпортовское. Оно называлось ГУП РК «Лоцман-Крым». Противник конкуренции – Виктор Олерский – велел Росморпорту создать ещё одну государственную лоцманскую службу в Крыму. Она сбросила ставки лоцманского сбора вниз так агрессивно, что «Лоцман-Крым» конкуренции не выдержал. По итогам 2016 года убытки от лоцманской деятельности этого государственного предприятия составили около 63 миллионов рублей.

В настоящее время правительство Республики Крым и Федеральное агентство морского и речного транспорта (то есть, Виктор Олерский) пришли к следующему совместному решению: ГУП РК «Лоцман-Крым» ликвидируется, а его сотрудники переходят на работу во ФГУП «Росморпорт». То же самое ждёт и негосударственные лоцманские организации по всей России. Олерский подгоняет время: лично звонит владельцам иностранных судоходных компаний и договаривается с ними о том, чтобы они заказывали лоцманов в Росморпорте, а не в негосударственных лоцманских организациях.

Кстати, в крымском подразделении Росморпорта убытки лоцманской службы больше, чем у ГУП РК «Лоцман-Крым»: около 70 миллионов рублей. Но служба не закрывается, нет, а, наоборот, принимает на работу погорельцев из «Лоцмана-Крыма», расширяется. Это очевидный признак недобросовестной конкуренции, видимый невооружённым глазом. Но Федеральная антимонопольная служба его почему-то не замечает.

Нам известно от источника в Минтрансе, что Виктор Олерский приезжал в ФАС, когда транспортную сферу курировал Анатолий Голомолзин. Пытался склонить Голомолзина занять позицию Минтранса по лоцманскому вопросу. Но взаимопонимания не нашёл.

Сейчас Голомолзина передвинули на топливо и прочее.

С новым транспортным куратором у Олерского всё получилось, так, что ли?

Демпинг в законе

В каждом государстве с устоявшейся рыночной экономикой против демпингования как способа борьбы с конкурентами давно приняты эффективные законы, которые не зависят от коррумпированных чиновников.

У нас не так. В законах, регулирующих деятельность любой отрасли, существуют дыры, куда коррумпированные чиновники запускают свои липкие руки и поворачивают дышло закона туда, куда им надо. Конкретная дыра в антимонопольном законодательстве, которая позволила Виктору Олерскому уничтожить ГУП РК «Лоцман-Крым», это пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона «О защите конкуренции»:

«Не признается монопольно низкой цена товара в случае, если: 1) она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определённого в соответствии с законодательством Российской Федерации». 

То есть, наше антимонопольное законодательство запрещает для субъектов естественной монополии только установление монопольно высокой цены. А монопольно низкую за таковую не признаёт.

За этой ошибкой стоит, в общем-то, здравый экономический смысл: кто же сможет работать себе в убыток? Поэтому такое нарушение закона, как перекрёстное субсидирование, которое практикует Росморпорт, и которое даёт ему возможность устанавливать, фактически, монопольно низкую цену на лоцманские услуги в морских портах и, таким образом, разорять конкурентов, российское антимонопольное законодательство, вообще, не отслеживает.

Насколько нам известно, Федеральная антимонопольная служба проинформирована о такой коллизии российского антимонопольного законодательства уже в течение нескольких лет. Но не принимает никаких мер для корректировки части 2 статьи 7 Федерального закона «О защите конкуренции».

Почему?..

 

​Владимир Именинников,
портовый город Москва.

 

ОТ РЕДАКЦИИ. С 20 сентября по 10 декабря 2010 года Счётная палата Российской Федерации проводила контрольное мероприятие с целью проверить обоснованность порядка формирования и получения портовых сборов (включая канальный, ледокольный, навигационный, маячный и лоцманский) федеральным государственным унитарным предприятием «Росморпорт» (далее - ФГУП «Росморпорт», Предприятие) как субъектом естественных монополий и его филиалом, а также законность и правомерность их расходования.

Объекты контрольного мероприятия были Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» и Новороссийский филиал федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт».

По результатам проверки Счётная палата пришла к выводу (протокол заседания Коллегии Счётной палаты РФ от 11 февраля 2011 г. № 8К (775), п. 2), что:

«1. В нарушение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. №426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий», которым предусмотрено в целях повышения экономической эффективности деятельности в сферах естественных монополий поэтапное прекращение практики тарифного перекрестного субсидирования, Предприятием в 2008 - 2009 годах часть расходов в сумме 894,8 млн. рублей, понесенных при оказании лоцманской проводки судов, покрывалась за счет доходов, полученных от других портовых сборов.

2. В нарушение постановлений Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» и от 22 сентября 2008 г. № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» Минтрансом России не разработан порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, в связи с чем Предприятием раздельный учет расходов, покрываемых за счет портовых сборов, не ведется».

Из этого следует, что в отсутствие порядка раздельного учёта, разработанного Минтрансом для всех субъектов естественной монополии, чьи услуги регулируются этими постановлениями, все ставки портовых сборов были разработаны и утверждены в своё время ФСТ, а теперь ФАС с нарушениями, то есть, не в соответствии с требованием нормативных актов. 

Утверждение ставок портовых сборов, так сказать, по обходной технологии, позволяет коммерческой организации ФГУП «Росморпорт» использовать тарифную политику в конкурентной борьбе с другими государственными и негосударственными организациями, прикрываясь несовершенством антимонопольного законодательства.

По сути, ФАС России, утверждая ставки портовых сборов, разработанные в режиме игнорирования требований Указа Президента и Постановлений Правительства, присоединилась к практике открытого нарушения российского законодательства Министерством транспорта.

С 2010 года Счётная палата ещё несколько раз проверяла Росморпорт, и всякий раз констатировала одно и то же: Минтрансом России не разработан порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности…

С того же самого 2010  года Национальное объединение лоцманских организаций (НОЛО) обращается в Генпрокуратуру с просьбой разобраться с этим вопиющим нарушением Минтранса (копии обращений есть в редакции). И каждый раз получает ответ: проект приказа Минтранса о введении Порядка ведения раздельного учёта находится на согласовании, оснований для прокурорского реагирования нет.

То, что срок принятия этого документа, основополагающего для тарифного регулирования, истёк ещё 9 лет тому назад – не заслуживает прокурорского реагирования?..

Финт, с помощью которого Минтранс совершает обводку законодательства Российской Федерации, очень простой. В министерстве изготавливают проект приказа о Порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в морских портах. Какое-то время проект отлёживается внутри, в правовом управлении. Затем рассылается по заинтересованным властным структурам. После получения замечаний проект приказа откладывается на неопределенный срок, якобы, для доработки по полученным замечаниям – до новых запросов о его состоянии.

Проходят годы, но Министерство транспорта формально имеет право отвечать всем, что проект приказа разработан и находится на согласовании. 

Таким образом, ответственность за неисполнение постановления Правительства РФ перекладывается на другие федеральные ведомства. 

Затем в какой-то момент изготавливается следующий проект приказа, и далее всё – по отработанной схеме. «В окияне-море» насчитал их не менее четырёх.

На наш взгляд, настоящая причина отсутствия Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в морских портах – та, что иметь такой документ Минтрансу крайне не желательно. 

Почему так уж не желательно – рассказал Виктор Олерский в бытность свою простым заместителем Министра транспорта, на выездном заседании Морской коллегии при Правительстве РФ в сентябре 2012 года во Владивостоке. 

Он заявил тогда присутствующим, что если Минтранс введёт Порядок ведения раздельного учета, то ФГУП «Росморпорт» вынужден будет прекратить лоцманскую деятельность во многих российских морских портах.

В «контрольной публикации» от 20.08.2016 «Чужая мифология от Максима Соколова», мы сообщили, что очередной Министр транспорта (Соколов) обходится с раздельным учётом так же, как его предшественники. Очередной приказ о Порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в морских портах запущен в процедуру бесконечных согласований.

Последнее, что нам известно об этом приказе, – что его нет и до сих пор. Хотя в авиации, на железной дороге раздельный учёт, как и положено, давно введён.

По информации нашего источника в Минтрансе, ФГУП «Росморпорт» втайне ведёт, всё-таки, раздельный учёт доходов и расходов. Что-то вроде «управленки» – «чёрной» бухгалтерии. На некоторых российских предприятиях она изготавливается для внутреннего пользования – наряду с «белой» отчётностью, которая сдаётся в налоговую инспекцию. В Минтрансе с росморпортовской «управленкой», естественно, знакомы. 

Возможно, что знакомы и в Федеральной антимонопольной службе. Точно мы этого не знаем. Не знаем также: последние экономически не обоснованные ставки лоцманского сбора, которые утвердила ФАС,– они определены на основе росморпортовской «управленки»? Или как? И как же формулировалась, в таком случае, цель такого регулирующего воздействия?

Складывается впечатление, что Минтранс и ФАС создали на государственном уровне «чёрную» схему управления портовыми тарифами. Как минимум. 

Мы хотели бы публично обратиться к председателю Счётной палаты Татьяне Голиковой. 

Уважаемая Татьяна Алексеевна! Может быть, хоть Вы потеряете терпение, глядя, как очередное проверенное ведомство продолжает смеяться над российскими законами? При Вас Счётная палата несколько раз направляла материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.

В Счётной палате накоплена своя собственная многолетняя статистика невыполнения Минтрансом и Росморпортом положений российского законодательства о ведении раздельного учёта доходов и расходов по видам деятельности в морских портах России. 

Не имеем никакого права давать Вам советы. 

Но спросить можем: почему бы не предложить эту статистику господам прокурорским? 

Из текста «Лоцман – Крым» приказал всем другим лоцманам долго жить» отчётливо видно: отсутствие порядка ведения раздельного учёта – вовсе не безобидное нарушение. С его помощью отдельные держатели рычагов государственной власти подменяют своими желаниями государственные решения, уродуют хозяйственную практику, распоряжаются судьбами людей.




Добавление комментариев:
Имя
Текст
Ввведите ответ на контрольный вопрос в синем поле:
В синее поле введите "2015" без кавычек.


Материалы рубрики
Государственная Дума приняла сегодня в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов».
Братская морская держава обеспокоена: за месяц август 2017 в порты Крыма зашло больше 30 торговых судов.
Депутат Иван Абрамов внёс в Государственную Думу законопроект о включении Благовещенска в перечень территорий, где действует режим свободного порта. Документ уже согласован с Минвостокразвития России.
Сотрудники транспортной полиции по СФО нашли крупную партию рыбы, которая была выловлена незаконно, сообщает пресс-служба ведомства.
В Санкт-Петербурге торжественно встретили первое китайское судно, которое прибыло в крупнейший российский порт по СМП.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).