Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Все новости
Ключевой министр выступил против нового вида социального неравенства
23.01.2019
Сегодня в Госдуму на стандартное мероприятие – Правительственный час – был приглашён новый Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев (с 18.05.2018, до этого 13 лет работал губернатором Тюменской области).

Основной вопрос, который интересовал депутатов, – это жилищное строительство.

В частности, председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская обратила внимание на необходимость обеспечения жильем 7 миллионов человек, которые на протяжении 20–30 лет стоят в очереди на социальное жильё.

В качестве инструментов улучшения жилищных условий граждан леди-депутат назвала социальное жилье и кооперативы, приведя в пример опыт зарубежных стран. Хованская предложила предусмотреть в национальных проектах строительство наёмных домов: «Всё для этого на законодательном уровне мы сделали», — и добавила, что в Нидерландах, Австрии, Швеции процент социального жилья в 3–4 раза превышает российский уровень.

Владимир Якушев, со своей стороны, отметил, что «майский» Указ Президента Путина поставил перед отраслью жилищно-коммунального хозяйства «очень амбициозные задачи». Одна из них – улучшение жилищных условий для 5 миллионов семей ежегодно.

На реализацию этой задачи направлен национальный проект «Жилье и городская среда». В рамках нацпроекта сформировано четыре федеральных проекта:

• проект «Ипотека» нацелен на достижение уровня процентной ставки по ипотеке менее 8%;

• проект «Жилье» нужен для увеличения объемов жилищного строительства до 120 млн кв. м жилья к 2024 году;

• проект «Формирование комфортной городской среды» предусматривает развитие населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;

• проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» обеспечит решение задач по переселению граждан из аварийного жилья.

Министр напомнил депутатам, что, согласно путинскому Указу, в год нужно сносить аварийного жилья больше, чем ставится на учёт. Общий объём средств на реализацию нацпроекта – более 1 триллиона рублей, из которых средства федерального бюджета составляют 891 миллиард рублей, сообщил он.

Главной глобальной технологической задачей Владимир Якушев считает переход отрасли на проектное финансирование с использованием счетов эскроу и формирование соответствующих компетенций у банков и застройщиков (эскроу-счёт – это хорошо известная банкирам форма работы с застройщиками: специальный счёт, который помогает обезопасить деньги покупателя недвижимости на стадии строительства – прим. «В окияне-море»).

Однако первый заместитель председателя Комитета ГД по транспорту и строительству Михаил Авдеев, в частности, отметил, что строительная отрасль в стране не готова к переходу на проектное финансирование с 1 июля 2019 года, как это предусмотрено, в связи с «майским» Указом Президента. 

В настоящее время в адрес комитета поступает масса обращений от застройщиков, сообщил Авдеев:

– Строители, особенно в регионах, отдалённых от Москвы и Санкт-Петербурга, не понимают, кто именно и на каких условиях будет кредитовать строительство. Ввиду того, что жилищное строительство финансировалось преимущественно из средств дольщиков, большинство застройщиков имеют минимальный доступный объём собственных средств. Им будет крайне сложно получить необходимое кредитное обеспечение. Есть риск, что в этой ситуации большое количество строящихся домов превратятся в недострои.

Первый зампред Комитета ГД по транспорту и строительству предложил поэтому обратить внимание на зарубежный опыт поэтапного раскрытия эскроу-счетов и обсудить этот вопрос на площадке Комитета с привлечением всех заинтересованных сторон и экспертов.

Вопрос о введении социальной нормы на потребление электроэнергии возник в ходе Правительственного часа, как бы, между делом. Все ведь знают, что вице-премьер РФ Дмитрий Козак поручил министерствам и Федеральной антимонопольной службе к 15 января 2019 года внести проекты нормативных документов о введении дифференцированных тарифных планов потребления электроэнергии для населения.

Схема тарифов для жителей России, которую предлагает, например, «политический слон» – Минэкономразвития, – предусматривает дифференцированную плату: по базовому тарифу – за 300 кВт*ч в месяц, по повышенному тарифу – за 300-500 кВт*ч в месяц и по экономически обоснованному тарифу – за потребление более 500 кВт*ч в месяц.

«В окияне-море» уже дважды объяснял, откуда взялись такие планы у российского Правительства. Сначала – 09.09.2012, в одном из репортажей с саммита АТЭС- 2012 во Владивостоке. Публикация называлась «Зелёный рост (Green Growth) и новый вид социального неравенства».

Тогда мы с сожалением вспомнили о внутриэкономической инициативе федерального Правительства, которая была преподнесена россиянам, буквально, накануне владивостокского саммита АТЭС.

Вот цитата из упомянутого выше репортажа:

«Нам предлагают ввести социальные нормы потребления электричества. Всё использованное сверх норм граждане должны будут оплачивать по существенно более высоким тарифам.

На первый взгляд, это вписывается в объявленную на саммите стратегию «зелёного роста»: электричество есть важнейший энергоресурс, и его надо экономить. На самом деле, ограничивая конечное энергопотребление – на уровне домашних хозяйств – мы ограничиваем возможности российского гражданина свободно развиваться.

Это противоречит пункту 1 Статьи 7 Главы 1. Основы конституционного строя Конституции Российской Федерации, где сказано:

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

«Зелёная» идея российского Правительства, кстати сказать, хуже карточной системы. Карточное распределение, было, хотя бы, интуитивно понятным с точки зрения справедливости: один человек – одна карточка, два человека – две карточки… А при введении социальных норм на электричество возникает новый, современный вид социального неравенства – энергетическое неравенство. Богатые смогут потреблять столько электричества, сколько захотят. Электроэнергия, сэкономленная на бедных, скорее всего, будет продаваться на внешнем рынке».

В связи с кризисом 2013-2014 годов, об этой идее в Правительстве забыли. Но оказалось, не навсегда. В октябре 2018 года нам пришлось к этой теме вернуться: председатель Комитета ГД по энергетике Павел Завальный прокомментировал журналистам возможное введение социальной нормы на электричество.

Он напомнил, что его комитет неоднократно рассматривал тему социальной нормы на электричество как одного из инструментов снижения уровня перекрёстного субсидирования в электроэнергетике на переходный период. Обсуждался опыт тех нескольких регионов, где проводился соответствующий эксперимент: 

– По признанию представителей самих региональных властей, лишь в двух областях, Ростовской и Орловской, был хоть какой-то положительный эффект с точки зрения снижения объёмов перекрёстки. Во всех остальных регионах эффект получен не был, а вот некоторый социальный осадок от наложенных ограничений и ранжирования, воспринятых как несправедливость, у граждан остался.

Кстати, Владимир Якушев в бытность тюменским губернатором участвовать в эксперименте отказался. А сегодня на вопросы депутатов насчёт социального нормирования электроэнергии ответил так, как никто не ожидал:

– Эксперименты по введению соцнормы завершились, их результаты получились противоречивыми. Эти предложения есть, они обсуждаются на площадках Правительства. Пока позиция Минстроя – больше нет, чем да. С этой позицией мы участвуем в консультациях.

Якушев – опытный чиновник, поэтому он аккуратен: «Пока позиция Минстроя …» Но последователен, что делает ему честь.

Однако драка, которую новый министр строительства и ЖКХ принимает в явном меньшинстве, весьма серьёзна. Возможно, Якушева поставят перед выбором: или он начинает делать то же, что и все, или может считать себя свободным. Он, конечно, это понимает. Но пока стоит и не падает.

Мысли о том, что федеральная исполнительная власть откажется от планов снизить потребление электроэнергии населением Российской Федерации, мы не допускаем.

 

Владимир Именинников,
портовый город Москва,
Государственная Дума.

ОТ РЕДАКЦИИ. Предлагаем нашим читателям стенограмму выступления Владимира Якушева на Правительственном часе – с небольшими, несущественными сокращениями:  

 – Хотелось бы начать  с майского указа Президента РФ, который поставил перед отраслью амбициозные задачи. Так, одной из ключевых целей развития страны определено улучшение жилищных условий не менее 5 миллионам семей ежегодно. На реализацию этой цели направлен Национальный проект «Жильё и городская среда». В рамках нацпроекта сформировано четыре федеральных проекта.  Первый - это проект «Ипотека» или проще его можно назвать «Спрос» потому что именно за счёт этого инструмента будет формироваться спрос на жильё. Администратором данного федерального проекта выступает Министерство финансов, и главная задача, которая будет решаться,  - это процентная ставка по ипотеке, она должна быть менее 8 процентов.

Второй федеральный проект — это проект «Жильё», который на многих экспертных площадках вызвал разноречивые мнения. Удастся ли нам сформировать необходимые усилия,  чтобы в 2024 году ввести в год 120 миллионов квадратных метров жилья?  В проекте предусмотрена федеральная поддержка на дорожную, социальную инфраструктуру. Мы готовим предложения для того, чтобы денежные средства могли тратиться еще и на коммунальную инфраструктуру. Предусмотрены мероприятия по уменьшению административных барьеров, а также приведение в соответствие и актуализация сводов правил и других стандартов, которые регулируют сегодня строительную отрасль.

 Третий  федеральный проект —  «Формирование комфортной городской среды»включает в себя комплексное развитие городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды, сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза и увеличение доли граждан, участвующих в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов. Четвёртый федеральный проект — это решение задач по переселению граждан из аварийного жилья. Главная задача, которая сформирована  в Указе президента: в год мы должны сносить аварийного жилья больше, чем его становится на учет. Общий объём средств на реализацию национального проекта «Жильё и городская среда» составляет более одного триллиона рублей, из федерального бюджета приходится финансирование в объеме 891 миллиард рублей. Субъекты Российской Федерации получили софинансирование в данных федеральных проектах — от 1 процента до 10 процентов, это кратно меньше, чем это было ранее.

Что касается жилищного строительства. С 1 июля 2018 года вступили в силу поправки о спецсчетах застройщиков и обязательном банковском сопровождении. С 1 июля 2019 года предусматривается переход на исключительное использование при привлечении средств граждан в долевое строительство счетов эскроу. Нами детально регламентирован порядок банковского сопровождения. Введен прямой запрет на осуществление ряда операций по расчетному счету застройщиков. Предусмотрен механизм, позволяющий отказать в проведении операций, связанных с нецелевым расходованием средств.

Главная задача сейчас — это переход отрасли на проектное финансирование с использованием счетов эскроу и формирование соответствующих компетенций у банков и застройщиков. Средства на счетах эксроу станут основным источником фондирования проектного финансирования и практически полностью закроют потребность банков в ликвидности. Не скрою, переход на проектное финансирование может оказать негативный эффект на объём ввода жилья в краткосрочной перспективе, поскольку потребует адаптации застройщиков к новым условиям. Однако в долгосрочной перспективе эти реформы приведут к формированию прозрачной эффективной строительной отрасли, которая вернет доверие людей…

Решение вопросов обманутых дольщиков, всё-таки, идёт достаточно медленно. Сегодня мы готовим ряд предложений, в том числе, и не исключаем те подходы, которые были использованы при решении вопросов таких компаний как Urban Group, когда с помощью фонда дольщиков привлекались средства федерального и регионального бюджетов и использовались для финансирования.

    По итогам проработки с субъектами РФ вопроса достижения показателя национального проекта «Жильё и городская среда» выявлены основные риски:

—  снижение покупательной способности,

— отсутствие свободных площадок для дополнительного увеличения ввода жилья,

 — нехватка средств на финансирование строительства объектов инфраструктуры.

Один из сдерживающих факторов — это отсутствие достаточного количества земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, и механизмов, позволяющих привлекать частные инвестиции. В нашем национальном проекте мы предусмотрели субсидии региональным бюджетам на реализацию проектов жилищного строительства. Эти субсидии могут быть направлены на уплату процентов по кредитам на цели обеспечения инженерной инфраструктуры земельных участков, на строительство объектов социальной и транспортной инфраструктуры. На стадии рассмотрения прямое софинансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры. Эти предложения сегодня мы готовим.

Что касается ипотеки,  то с 2018 года ипотека стала основным инструментом приобретения жилья. С ипотекой приобретается каждая вторая квартира. Снижение ставок за 2 года с уровня 12-13 процентов до 9,5 процента было самым масштабным за всю историю ипотеки. С учетом наблюдаемой волатильности на финансовых рынках потенциал снижения ставок в краткосрочной перспективе исчерпан. В случае резкого ухудшения макроэкономической ситуации потребуются оперативные меры по поддержке кредитования для граждан, в том числе по аналогии с программой субсидирования процентной ставки по ипотеке, показавшей свою эффективность в 2015-2016 годах.

 Жилой фонд Российской Федерации насчитывает 3,7 миллиарда квадратных метров. При этом 70 процентов — это многоквартирные дома, аварийные дома составляют полпроцента или порядка 14 миллионов квадратных метров. При этом вопрос расселения домов, признанных аварийными, — один из самых насущных в каждом регионе страны. Переселение планируется осуществить из аварийного жилья, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года. В 2019-2024 годах на эти цели планируется направить более 500 миллиардов рублей, расселить более 660 тысяч человек, или почти 12 миллионов квадратных метров жилья.

При Минстрое России создана рабочая группа по разработке законодательства, в которую вошли представители регионов, депутаты Госдумы, сенаторы, эксперты, которые концептуально уже поддержали предложения ведомства по корректировке законодательства. Проработаны инструменты поддержки инвесторов, которые реализуют проекты развития территорий, разработаны изменения в постановления Правительства, которые конкретизируют критерии аварийного жилья и вводят понятие ветхого многоквартирного дома… Огромный блок в работе министерства это блок, связанный с жилищно-коммунальной сферой. Одним из действенных инструментов, который был переложен в нормативные документы и получил нормативную оболочку, стала концессия. На данный момент объём вложений в концессии составляет порядка 300 миллиардов рублей. Однако большинство из концессионных соглашений не имеют инвестиционных обязательств. Почему? Инвестиции возможны только в муниципалитетах с хорошей тарифной базой и инвестиционным потенциалом. Но в таких городах и населенных пунктах успешно работают предприятия любых организационно-правовых форм собственности и хозяйствования, а вот на территориях с небольшой тарифной выручкой, как правило, это малые города и сельские поселения, концессионный механизм не является привлекательным. Поэтому муниципалитетам ничего не остается, как работать в старых организационно-правовых формах, в том числе, и поддерживая МУПы.

Поэтому в ближайшее время мы также готовим предложения для того, чтобы то, что касается работы в малых городах и сельских населенных пунктах, работать и в других организационных формах и не насаждать там форму концессии.

Также нужно говорить о балансе интересов между качеством коммунальных услуг и их стоимостью. Поэтому мы считаем, что существующую систему установления индекса платы граждан следует трансформировать, оставив на федеральном уровне безопасность установления правил расчёта индекса и передать право и ответственность за установление конкретных размеров индекса региону по аналогии с тем, как сейчас происходит установление тарифов на коммунальные услуги. ФАС России устанавливает правила расчёта, а субъекты — конкретные тарифы. В этом случае, каждый регион самостоятельно сможет принимать решение, что будет строиться или модернизироваться в коммунальном хозяйстве на конкретной территории, как будет проводиться текущая эксплуатация оборудования, чтобы обеспечить надлежащее качество тепла и водоснабжения и сколько средств регионального бюджета, инвесторов и граждан потребуется на обеспечение такого качества услуг.

Минстрой России решает несколько комплексных задач. Одна из них — возрождение института типового проектирования.

В прошлом году заработал институт экономически эффективной проектной документации повторного использования, в настоящее время в нем 858 проектов, это детские сады, школы и жилые дома. В среднем в месяц включается 60 новых проектов, у муниципалитетов и регионов появилась возможность выбора ранее применённого проекта, это экономит время и средства на проектировании и экспертизе... Важно иметь не только готовые проекты повторного использования, но и части проектов, чтобы дать возможность использовать готовые решения, как конструктор для сбора проекта в соответствии с предпочтениями, традициями, климатическими и сейсмическими особенностями территорий…

В 2015 году Правительством Российской Федерации было принято решение о реализации комплексной программы развития системы технического регулирования в строительстве.  Стояла принципиальная задача — усилить роль государства в техническом регулировании строительного комплекса, вернуть отрасли систематизированный подход к обновлению нормативной базы, ее мониторингу и актуализации... В результате этой работы, к началу 2019 года база нормативно-технических документов составляет 314 сводов правил и 1 тысячу 80 стандартов. В нормативно-техническую базу строительства вошли 70 принципиально новых для отрасли документов. В период с 2018 по 2022 годы предусмотрена разработка порядка 200 и актуализация порядка 400 сводов правил и ГОСТов.

Ещё очень одно важное направление, которым занимается Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, — это вопросы, связанные с ценообразованием в строительстве… В применяемом в настоящее время базисно-индексном методе текущие изменения заморожены Градостроительным кодексом, а в ресурсном система мониторинга, к сожалению, до сегодняшнего момента не наполнена, поэтому переход на ресурсный метод сегодня для нас критичен. Министерство подготовило «дорожную карту», согласно которой предусмотрен определенный период при переходе от базисно-индексного метода к ресурсному. У нас, всё-таки, главное предложение — это разморозить базисно-индексный метод и постепенно двигаться к созданию ресурсного метода в вопросах ценообразования в строительстве.

…Я хотел бы ответить на вопрос, который сегодня беспокоит последние две недели всех, это вопросы, связанные с последними событиями, которые произошли у нас в Магнитогорске и в Шахтах.

Мы подготовили также «дорожную карту»,  которая предусматривает несколько предложений. Одно из них — это единый договор на содержание внутридомовых газовых сетей и и всего газового оборудования, которое находится внутри квартиры.

Второе. Это введение так называемых одорантов. Ну, мы с вами помним, кто родом из Советского Союза, как у нас сильно пах газ, когда у нас где-то происходила утечка. К этому необходимо вернуться, потому что это самое дешёвое, простое, но очень эффективное решение. Также очень много сегодня ведётся дискуссий по установке газоанализаторов.  Всё это просчитано, есть конкретные предложения, они находятся сегодня на площадке Правительства. Всё это, естественно, стоит определённых денег, поэтому нужно принять решение, по какому направлению двигаться и оценить наши финансовые возможности. Поэтому я думаю, что в ближайшее время Правительство выйдет с консолидированной позицией по этому вопросу…

…Мы знаем, когда граждане перепланируют свои квартиры, то создают также угрозы безопасности, потому что, если у нас сносится несущая конструкция, это влияет в целом на несущие конструкции самого здания. Нам необходимо не нарушить право граждан на неприкосновенность жилища, при этом получить возможность гораздо быстрее попасть в то помещение, где у нас может возникать угроза для жизни и здоровья других граждан. Мы предложили ускоренный порядок прохождения судебной процедуры, и, получив судебное решение, с одной стороны, мы не нарушаем права граждан и заходим в это помещение только по судебному решению, с другой стороны, эта процедура становится гораздо короче. Сегодня стандартная процедура занимает шесть месяцев… 

 


 




Добавление комментариев:
Имя
Текст
Ввведите ответ на контрольный вопрос в синем поле:
В синее поле введите "2015" без кавычек.


Материалы рубрики
Время от времени белые медведи приплывают к берегам полуострова на льдинах. И погибают.
25 апреля 2019 года в Москве, на Неглинной улице, в отеле Арарат Парк Хаятт Некоммерческое партнёрство «Национальное объединение лоцманских организаций» проводит Круглый стол на тему «Реализация Посланий Президента РФ Федеральному Собранию – залог повышения безопасности плавания и совершенствования лоцманского обслуживания судов в российских морских портах». Предлагаем нашим читателям интервью с председателем совета директоров НП «НОЛО» Виктором Рябоконем.
С 15 по 18 апреля 2019 года в г. Южно-Сахалинске прошла встреча экспертов в рамках XX Форума пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В работе Форума приняли участие делегации шести государств: Канады, Китая, Республики Корея, России, США и Японии.
Конкретно – на Историческом бульваре, где находится всемирно известная панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 годов». Целый арсенал советских боеприпасов времён Великой Отечественной войны лежал совсем не глубоко.
Сегодня в Москве, на Покровке, на площадке Цифрового делового пространства прошла Всероссийская конференция работников рыбохозяйственного комплекса. Рыбаки планируют драться.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).