Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Все новости
Каботаж будет, больше, наш
15.12.2017
Сегодня Госдума приняла во втором чтении законопроект № 1155137-6 «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа». И, в частности, принята поправка депутата Виктора Дерябкина.

Сначала для ясности предложим читателям «В окияне-море» пояснительную записку к законопроекту. Вот она:

Общие характеристики проекта федерального закона.

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа" (далее - законопроект) предусматривает расширение действующего понятия "каботаж".

Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, преимущественного права на осуществление перевозок и буксировки не только между морскими портами Российской Федерации, но и между морскими портами Российской Федерации и любыми другими местами, используемыми для погрузки и выгрузки в Российской Федерации и (или) искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе Российской Федерации в обоих направлениях. 

Законопроект призван создать благоприятные социально-экономические условия в сфере каботажных перевозок, основанные на балансе интересов государства, перевозчиков и потребителей их услуг, а также обеспечить повышение конкурентоспособности морских перевозчиков, осуществляющих перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

Описание проблемы, на решение которой направлен проект федерального закона. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.

Основной задачей законопроекта является создание условий для увеличения доли участия российских перевозчиков, осуществляющих перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в перевозках между морскими портами Российской Федерации, между морскими портами Российской Федерации и любыми другими местами, используемыми для погрузки и выгрузки в Российской Федерации и (или) искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе Российской Федерации в обоих направлениях. 

В настоящее время, в соответствии положениями статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, к каботажным перевозкам относятся перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (пункт 1 статьи 4 Кодекса).

Данный вид перевозок осуществляется судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации. При этом суда, плавающие под флагом иностранного государства, сохраняют возможность осуществлять каботаж в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. № 504 "О перевозках и буксировке в сообщении между морскими портами Российской Федерации, а также деятельности, связанной с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами, которые осуществляются во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации судами, плавающими под флагом иностранного государства".

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ "О  морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" границами морского порта являются границы его территории и акватории. При этом границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации и не перекрывают все внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. 

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, закрепляя за судами, эксплуатируемыми под российским флагом, перевозки между морскими портами Российской Федерации, никак не регламентирует перевозки и буксировку на территории Российской Федерации, которые начинаются и (или) заканчиваются за пределами границ морского порта (во внутренних морских водах и территориальное море). 

В соответствии со статьями 60 и 80 Конвенции ООН по морскому праву прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. 

Порядок создания и использования таких искусственных островов, установок и сооружений регламентирован Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

В связи с этим включение в определение понятия "каботаж" наравне с перевозками и буксировкой в сообщении между морскими портами перевозок между морскими портами Российской Федерации и искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе Российской Федерации в обоих направлениях позволит обеспечить приоритетное право осуществления данного вида деятельности судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации.

Необходимо отметить, что пункт 2 статьи 7 Федерального закона "О  соглашениях о разделе продукции" (далее - СРП) устанавливает, что СРП должно предусматривать обязательства инвестора по предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах в качестве перевозчиков. Таким образом, Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" закреплено преимущественное право российских судовладельцев на участие в работах по СРП в качестве перевозчиков.

Вместе с тем, искусственные острова, установки и сооружения в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации создаются и используются не только в целях реализации СРП. Таким образом, российские перевозчики, осуществляющие перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, не имеют никаких привилегий при осуществлении перевозок между территорией Российской Федерации и объектами, находящимися под российской исключительной юрисдикцией. 

Принимая во внимание, что услуги по перевозке и буксировке являются возмездными, увеличение доли участия российских перевозчиков, осуществляющих перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, позволит улучшить финансовое положение российских компаний, что создаст дополнительные возможности по обновлению флота под российским флагом.

Увеличение доли участия российских перевозчиков, осуществляющих перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в перевозках между морскими портами Российской Федерации и искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе Российской Федерации, повлечет за собой увеличение их доходов и, как следствие, увеличение их налоговых платежей в бюджет Российской Федерации. При этом возможность осуществления указанных видов перевозок и буксировки судами под флагами иностранных государств сохранится. Такая возможность будет осуществляться в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

Необходимо отметить, что изменение, предлагаемое законопроектом, не является новаторством в мировой практике. Европейский союз в постановлении ЕЭС от 7 декабря 1992 г. № 3577/92 дает определение понятия "каботаж" и предусматривает регулирование, схожее с предложенным в законопроекте.

Проект федерального закона "О внесении изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.

Принятие и реализация законопроекта не влечет за собой изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов различных уровней и не приведет к сокращению их доходной части.

В настоящее время определение каботажа в Кодексе торгового мореплавания, в статье 4, выглядит так:

1. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.

А вот текст поправки депутата Дерябкина:

«4. Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о морских перевозках иных грузов в иных акваториях с использованием судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации, а также решения о морских перевозках грузов, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации». 

К этому остаётся добавить, что суда Совкомфлота, например, зарегистрированы под флагами Либерии, Кипра, Мальты, Панамы.

 

 

 

 




Добавление комментариев:
Имя
Текст
Ввведите ответ на контрольный вопрос в синем поле:
В синее поле введите "2015" без кавычек.


Материалы рубрики
На лодке USS Pittsburgh (SSN-720) ВМС США произошла утечка воды в реакторном отсеке в то время, когда подводный корабль находился в море, сообщило агентство Navy Times.
Посещение заповедников на полуострове после их перехода в федеральную собственность может стать платным. Об этом в эфире радио «Спутник в Крыму» рассказал завотделом управления особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на территории лесного фонда Минприроды Республики Крым Дмитрий Спиридонов.
В настоящее время весь действующий полярный ледокольный флот Соединенных Штатов состоит из USCG Polar Star, тяжелого ледокола длиной 399 футов, введённого в эксплуатацию в 1976 году, и 420-футового среднего ледокола USCGC Healy, который служит верой и правдой с 2000 года. Ожидается, что «Полярная звезда» останется в эксплуатации до 2020 – 2023 года.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает перечисление в пенсионный фонд РФ доходов, полученных в результате борьбы с коррупцией. Эти деньги должны пойти на выплату страховых пенсий.
Информация, которую прислала нам пресс-служба Росрыболовства, касается, исключительно, последних.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).