Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Все новости
Эльвира Набиуллина: «В текущей фазе экономического цикла цель нашей денежно-кредитной политики остаётся неизменной, инфляция вблизи 4 процентов постоянно».
21.11.2018
Сегодня в Госдуме выступила глава Центробанка Эльвира Набиуллина и рассказала об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов. Передаём стенограмму её выступления полностью.

 Сейчас экономика растёт темпами, по нашей оценке, близкими к потенциальным. По нашим оценкам, в этом году рост будет 1,5-2 процента. Этими темпами роста, разумеется, такая страна, как наша, не может быть удовлетворена. Сегодня мы все: и правительство, и Банк России, и парламент, и бизнес, и российское общество в целом должны проделать большую работу по повышению темпов производительности труда, потенциального роста. Необходимо повышение производительности труда, улучшение делового климата, рост инвестиций.   

Правительство приняло ряд решений в экономической политике, которые должны стимулировать структурные сдвиги в экономике. Центральный банк разработал меры по развитию финансового рынка, которые будут представлены в основных направлениях развития финансового рынка на следующие три года. Мы полагаем, что с учётом всех этих мер рост ВВП может ускориться до трёх процентов в 2021 году.  

Какая должна быть в таких условиях денежно-кредитная политика? Низкая инфляция по-прежнему приоритет политики.   

В текущих условиях, а это и исторически минимальный уровень безработицы, темпы роста, близкие к потенциальным, сама по себе денежно-кредитная политика не может привести к устойчивому ускорению темпов экономического роста. На этот счёт не должно быть никаких иллюзий. Более того, те меры по стимулированию роста, которые предлагает правительство, будут эффективны, в том числе приведут к росту долгосрочных, прежде всего частных инвестиций, будут работать в полной мере только при стабильно низкой инфляции. Никаких долгосрочных инвестиций, как и доступных долгосрочных кредитов в национальной валюте при высокой инфляции быть не может. Это означает, что в текущей фазе экономического цикла цель нашей денежно-кредитной политики остаётся неизменной, инфляция вблизи 4 процентов постоянно.   

Как вы знаете, инфляция у нас находится вблизи 4 процентов или даже ниже, лишь около полутора лет. Кредитование растёт, ставки особенно долгосрочные постепенно снижаются вслед за инфляцией и инфляционными ожиданиями. За 10 месяцев этого года кредитование предприятий выросло на 5,9 процента, более чем вдвое превысив показатель 10 месяцев прошлого года. Сохраняются высокие темпы прироста кредитования физических лиц, 18,7 процента против 9,8 процента за январь-октябрь 2017 года. Ипотека за 10 месяцев выросла на 17,4 процента. Напомню, за аналогичный период прошлого года меньше, чем на 10 процентов.

В последние месяцы, да, ставки немного выросли, в том числе отреагировав на повышение ключевой ставки. При этом рост кредитования продолжается. То есть ставки в среднем остаются на доступном уровне для заёмщиков. А произошедшее повышение ставок по депозитам сделало их вновь привлекательными для населения. После снижения в августе-сентябре депозиты опять начали расти, в октябре выросли на 0,6 процентных пункта.

Можно сказать, что ситуация сейчас сбалансированная относительно интересов, с одной стороны, заемщиков банков, с другой стороны, вкладчиков банков.

Я не случайно обратила ваше внимание на динамику кредитования, поскольку по-прежнему мы часто слышим призыв снижать ставку, опасения по поводу того, что наша денежно-кредитная политика скажется на кредитовании, не слишком ли она жесткая. И текущая динамика, и наш опыт на протяжении тех четырех лет, что мы живем в режиме инфляционного таргетирования или инфляционного целеполагания показывает, что ставки устойчиво снижаются именно вслед за снижением инфляции. И ровно то же самое показывает опыт других стран, и это далеко не единичные примеры.

Кстати, на страны, которые применяют инфляционное таргетирование или инфляционное целеполагание, приходится более двух трети мирового ВВП.

Вы можете здесь видеть на слайде, как выросло количество стран, которые применяют именно этот режим. Эти страны добиваются устойчивого снижения инфляции, также можно будет видеть на следующем слайде.

Более того, реальные процентные ставки в этих странах после введения режима инфляционного таргетирования тоже снижаются. Мы уверены, что политика по долгосрочному удержанию инфляции на низких уровнях - это и политика обеспечения доступности кредита. И мы это также можем наблюдать в сравнении с другими странами.

Денежно-кредитная политика не может компенсировать внутренние структурные ограничения. Но понятная и предсказуемая денежно-кредитная политика, которая обеспечивает низкую инфляцию, одновременно с наличием инструментов, которые позволяют поддерживать финансовую стабильность, все это помогает снизить чувствительность нашей экономики к внешним шокам. А для нас это очень важно. И сегодня, наверное, даже более важно, чем в предшествующие годы.

Нам нужно провести преобразование и перейти к новой модели роста при неблагоприятных внешних условиях, при высокой неопределенности.

С какими внешними рисками мы сейчас имеем дело и как должны учитывать эти внешние риски в своей политике?

Первое. Это риски, связанные с нефтью. Наша экономика всё ещё сохраняет зависимость от цены на нефть. Важнейшим инструментом стабилизации здесь, конечно же, выступает плавающий валютный курс. Плавающий курс даёт возможность финансовой системе экономики адаптироваться и нормально функционировать при разных уровнях нефтяных цен. Однако, мы знаем по опыту, что риски создаются не только изменением цен самих по себе, но и тем, что, когда это происходит резко, то это вызывает волатильность на финансовых рынках в целом. Это требует от нас быть начеку и быть консервативными в своих прогнозах, что мы считаем оправданным.

Ещё недавно наш базовый сценарий некоторые называли слишком консервативным, но те высокие уровни цен, которые мы наблюдали в середине этого года, действительно продержались пока всего несколько месяцев, за последние недели цена нефти резко снизилась, в какой-то момент приблизившись к минимумам 2018 года.

Вместе с тем, я хочу отметить, что хотя нефть - всё ещё существенный фактор риска, за которым мы пристально следим, но всё же, и наши расчёты это показывают, что сейчас российская экономика стала гораздо менее чувствительной к колебаниям нефтяной конъюнктуры и, прежде всего, благодаря бюджетному правилу.

Второе. Какие внешние риски? Это риски, связанные, с, так называемой, нормализацией денежно-кредитной политики США и ее влиянием на ситуацию на развивающихся рынках. Тот массированный приток капитала, который наблюдался в прошлые годы в мире, когда развитые страны проводили беспрецедентно мягкую политику, может смениться периодом столь же значительного и продолжительного оттока капитала, и, как показывает история, пострадать от этого могут, в первую очередь, страны с развивающимися рынками.

Важным новым источником проблем в этом году стала эскалация внешнеторговой напряжённости между США и Китаем, и рядом других стран, введение взаимных протекционистских барьеров крупнейшими экономиками, всё это негативно влияет на глобальную торговлю и создаёт угрозы для устойчивого глобального роста.

При этом не исключены серьезные всплески рыночной волатильности, падение фондовых рынков, при особенно неблагоприятном развитии переход от торговых к валютным войнам.

В этом году мы уже наблюдали целый ряд примеров, когда комбинация внешних и внутренних экономических, политических факторов, приводила к серьезному всплеску проблем в отдельных странах, который распространялся на развивающиеся рынки в целом.

И, кстати, стоит отметить, что одной из ключевых причин нестабильности в этих странах в этих случаях были сомнения в том, что центральные банки этих стран способны независимо проводить взвешенную денежно-кредитную политику и стоять на страже устойчиво низкой инфляции.

Более уязвимы страны с большими накопленными долгами, дефицитом текущего счета, непоследовательной монетарно-бюджетной политики.

Поэтому рассматривая чужой опыт, мы должны проводить ответственную политику, с точки зрения,  как бюджетных расходов бюджетной политики, так и денежных условий.

Третье - это риски, связанные с санкциями.

Санкции сами по себе, как мы видели по прошлым годам, вызывают негативные, но ограниченные во времени эффекты. В конечном итоге к ним и финансовая система, и экономика адаптируется.

В условиях неопределенности по будущим санкциям, санкционному режиму, мы должны иметь весь набор инструментов, который позволяет сохранять финансовую стабильность, и в зависимости от ситуации быть готовыми к реальному усилению санкционного давления, к нервозности рынка при плохих ожиданиях.

Так напомню, мы в сентябре приостановили покупку иностранной валюты в рамках бюджетного правила именно в ответ на резкий скачок волатильности российских финансовых рынков.

Последовавшая за этим решением стабилизация и рынка ОФЗ, и валютного рынка, подтвердила оправданность этого нашего шага.

С учетом внешних факторов и таких внутренних факторов как повышение НДС, баланс рисков для экономики инфляции сейчас смещен в сторону проинфляционных рисков. Это означает, что денежно-кредитная политика должна оставаться несколько жестче, чем если бы этих рисков не было.

При этом выбор конкретных шагов в сфере денежно-кредитной политики будет осуществляться с учетом фактической реализации тех или иных рисков, их влияния на инфляционные ожидания.

Теперь непосредственно о прогнозных сценариях основных направлений денежно-кредитной политики. Мы рассматриваем три сценария - базовый, который предполагает снижение цены нефти до 55 долларов за баррель в 2020 году, сценарий с неизменными ценами на нефть в среднем на уровне 75 долларов за баррель. Но здесь хотела бы отметить, что мы в основных направлениях его называли сценарием с неизменными ценами, но в связи с последней динамикой его уже можно называть сценарием с высокими ценами. И рисковый сценарий.

В базовом сценарии Банк России ожидает, что годовая инфляция ускорится до 5-5,5 процента в 2019 году, и в 2020 году вернётся к нашей цели вблизи 4 процентов. Причина ускорения инфляции - это и накопленное ослабление рубля, и повышение НДС. Наша оценка вклада повышения НДС в годовую инфляцию около 1 процентного пункта. Но мы понимаем при этом, что интервал оценок весьма широк и будет зависеть от конкретной ситуации. Мы оцениваем от 0,6 до 1,5 процента.

Рост ВВП по нашей оценке в следующем году может замедлиться до 1,2-1,7 процента в результате наложения эффектов и от снижения цен на нефть, и повышения НДС. Но последнее, мы считаем, окажет краткосрочное сдерживающее влияние, и во втором полугодии будет компенсировано увеличением инвестиционного спроса со стороны госсектора. В последующем рос ВВП ускорится. Вы можете видеть наши прогнозные цифры.

В сценарии с низкими ценами на нефть на уровне 75 долларов за баррель незначительно он, этот сценарий, отличается от базового сценария и в части прогнозов инфляции, и роста цен, что прежде всего объясняется бюджетным правилом, которое сглаживает влияние на экономику конъюнктуры на рынке нефти.

И здесь траектория инфляции близка к базовому сценарию, хотя темпы роста ВВП будут несколько выше в 2019 году, при ценах на нефть 75 долларов за баррель будут 1,5-2 процента. В процессе подготовки основных направлений Банк России также рассчитал рисковый сценарий. В него заложен значительный отток капитала в 2019 году вследствие возможного ухудшения усилия санкций и (или) оттока капитала с развивающихся рынков.

Также этот рисковый сценарий мы просчитали при падении цены на нефть до 35 долларов за баррель. Это не означает, что мы считаем этот сценарий вероятным, но мы должны понимать, как будет развиваться ситуация в негативном случае, как мы должны на эту ситуацию реагировать. И по нашей оценке, в этом сценарии вероятна рецессия в 2019 году, но уже в 2020 году, по нашим оценкам, экономика опять перейдет к росту и в 2021 году она будет уже сопоставима, темпы роста будут сопоставимы с уровнем базового сценария. Возможен и кратковременный всплеск инфляции до двухзначных знаний, необходимость ужесточения денежно-кредитной политики, но тоже это будут краткосрочные эффекты. У нас есть инструменты для того, чтобы с этим справиться.

И несколько слов о важном и обычно на встречах с вами вы всегда задаете вопрос о региональном аспекте нашей работы и нашей денежно-кредитной политики.

Мы уделяем особое внимание сейчас этому вопросу и при подготовке прогноза, чтобы он отражал те процессы, которые происходят в регионах и при принятии денежно-кредитной политики. Мы хотим смотреть не только на усредненные значения в целом по экономике, но глубже понимать процессы в регионах. Сейчас наши региональные подразделения на местах наращивают аналитические компетенции. Руководители наших главных управлений в федеральных округах всегда приезжают в Москву, в неделю заседания Совета директоров по ставке, докладывают о ситуациях в регионах.

Не менее, а, может быть, и более важное направление региональной работы — это консультирование в регионах по вопросам денежно-кредитной политики. Наши специалисты активно взаимодействуют с органами власти, участвуют в рабочих группах при региональных администрациях. Во многих регионах действуют соглашения об информационном обмене с Центральным банком. После каждого заседания по ставке, сотрудники Центрального банка проводят "круглые столы", семинары с бизнесом в регионах. В 2018 году такие встречи прошли уже в 25 городах, их посетило более 6 тысяч участников из реального, из финансового сектора, местных органов власти, экспертного сообщества, вузов. Мы хотим быть партнерами для регионов в развитии их экономики на базе устойчиво низкой инфляции.

И в завершение я хотела бы сказать о том, что иногда может казаться, что Центральный банк, он такой главный пессимист в стране. Мы так много говорим об угрозах, о рисках, говорим о неопределенности, всегда настаиваем на консервативных оценках в прогнозах. На самом деле мы, конечно, не пессимисты, и, конечно, мы не просто верим в то, что наша страна, наша экономика способны на большее, но и делаем все для того, чтобы это случилось.

И часть нашей работы в этом - в том, чтобы экономика страны росла высокими, устойчивыми темпами, и повышались реальные доходы населения, благосостояние населения, необходимое условие, недостаточное, но абсолютно необходимое - это стабильность, финансовая стабильность, макроэкономическая стабильность в стране, чтобы дать людям больше уверенности в завтрашнем дне. И нам для этого всё время самим приходится помнить о рисках и иметь в распоряжении весь необходимый набор инструментов для того, чтобы поддерживать финансовую стабильность, возвращать инфляцию к цели, купировать риски финансовой стабильности.

Спасибо большое за внимание.




Добавление комментариев:
Имя
Текст
Ввведите ответ на контрольный вопрос в синем поле:
В синее поле введите "2015" без кавычек.


Материалы рубрики
Паром Eagle (Roll-on/roll-off passenger ferry) на 750 пассажиров и 200 автомобилей был построен на верфи Dubigeon Normandie в Нанте, Франция, по заказу P&O Cruises и в 1971 году передан General Steam Navigation в Лондоне (Великобритания). Теперь он называется «Князь Владимир», принадлежит ООО «Черноморские круизы» и управляется этой же компанией.
Сегодня во Владивостоке – День иностранного инвестора. Его проводит заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев. В столицу Приморья прибыли крупные иностранные бизнесмены – большинство из Китая и Японии и Южной Кореи. Вообще, желающих вложиться в Россию – страну с дешёвой рабочей силой – да под государственные гарантии хватает.
Об этом Президент России сообщил вчера на встрече с общественниками в Симферополе.
Сегодня Госдума расширила полномочия Счётной палаты – приняла в первом чтении законопроект № 661136-7. И, таким образом, включила в число объектов, подлежащих государственному контролю, в частности, хозяйственные товарищества и общества с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний в их уставных (складочных) капиталах. Присутствовавший в Большом зале председатель Счётной палаты Алексей Кудрин ответил на вопросы депутатов.
Губернатор Мурманской области Марина Ковтун работает в штатном режиме, несмотря на слухи в СМИ о возможной отставке. В начале недели у неё запланирован ряд встреч в Москве, сообщила пресс-секретарь главы региона Анна Булатова единственному информационному агентству – РИА Новости.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).