Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Все новости
Да на таких менеджеров ледоколов не напасёшься
29.04.2017
29-30 марта 2017 года в Архангельске прошел IV Международный арктический форум «Арктика – Территория диалога»: 2,5 тысячи участников из 13 стран мира. Одна из проблем, которую назвали некоторые участники форума, – нехватка ледоколов. Кстати, сегодня, ровно месяц спустя, в Санкт-Петербурге начался двухдневный фестиваль ледоколов. По этому случаю на сайте ФГУП «Росморпорт» красуется фраза: «Крупнейший в мире дизельный ледокольный флот ФГУП «Росморпорт», в составе которого 36 ледоколов различной мощности, гарантирует круглогодичную доступность замерзающих морских портов страны».

Наследники былых времён

Ладно, если бы на недостаток ледоколов жаловались американцы: в благоустроенных Штатах их всего-навсего четыре – неатомных, очень хороших, однако очень уж старых. Или канадцы: у них шесть ледоколов. Но в России, по подсчётам некоторых иностранных участников арктического форума, 37 ледоколов. Тем те менее, россияне, приехавшие на IV Международный арктический форум, радостно соглашались: да-да, ледоколов не хватает.

Проблемой ледокольного обеспечения зимней навигации в российских морских портах «В окияне-море» вынужден был плотно заняться в 2010-2011 годах, когда из-за головотяпства и жадности чиновников ФГУП «Росморпорт» Россия как морская держава в очередной раз опозорилась перед мировым морским сообществом. В ту зиму во льдах Финского залива, на подходах к российским портам на Балтике, скопилось около 200 судов, в том числе, пассажирских.

Официальное объяснение Минтранса – аномально холодная зима. Но почему-то в соседней Финляндии (семь ледоколов), где погода всю зиму была не лучше, чем у нас, в Восточной части Финского залива, никаких пробок из судов не возникало.

Стыдно сказать, но Росморпорт превратил тогда акваторию Большого порта Санкт-Петербург в базар, в толкучку. Две сотни морских судов, зажатых льдами, – отличный рынок для торговли дефицитом – ледокольными проводками. О самом неприличном случае вымогательства денег у иностранного судовладельца «В окияне-море» рассказал в новости «Росморпорт опозорил Россию на всю Европу и Южную Азию» от 12.02.2011.

Индийский сухогруз«Гуд Пасифик», 28 человек на борту, росморпортовцы продержали во льду у порта Санкт-Петербург две недели, взяли с капитана $ 85 тысяч, а услугу – ледокольную проводку – так и не оказали. Индусы спаслись тем, что однажды утречком позвонили в Финляндию. К вечеру за ними оттуда пришёл ледокольный буксир Zeus и вывел из росморпортовского плена в Эстонию.

Можно ли сказать, что в зимнюю навигацию 2010-2011 годов в России не хватало ледоколов? На наш взгляд, нет, нельзя. Правильно говорить о неспособности управленцев Росморпорта организовать своевременную и качественную техническую подготовку ледоколов к зимней навигации и об избытке иррациональной предприимчивости в управлении собственностью Российской Федерации – ледокольными судами.

Давайте теперь, уважаемые читатели «В окияне-море», обсудим вопрос: а зачем, вообще, нужны ледоколы?

Тривиальный ответ на него таков: для проводки грузовых и пассажирских судов в условиях сложной ледовой обстановки.

Но взглянём с этой точки зрения на линейный ледокол «Капитан Драницын». Он строился в Финляндии, в Хельсинки, на верфи «Вяртсиля», 2 декабря 1980 года принят в эксплуатацию.

Сегодня это – мощный действующий ледокол, предназначенный для работы в суровой реальности арктических и антарктических морей.

Однако – для какой работы?

«Капитан Драницын» располагает возможностью комфортабельного размещения 100 пассажиров в каютах с видом на море. Все каюты с удобствами: большая ванная комната, письменный стол и две нижние койки. Две каюты предназначены для комфортабельного размещения трех человек. С навигационного мостика, доступного для пассажиров, открывается превосходный вид, которым можно полюбоваться и с открытых разноуровневых палуб. На судне есть библиотека, лифт и небольшой госпиталь с операционной.

Всего на «Драницыне» насчитывается 49 комфортабельных пассажирских кают и 10 кают для размещения дополнительного персонала. Помимо этого, на судне предусмотрено 30 кают для капитана, офицеров и судовой команды. Численность команды – 60 человек.

После развала Советского Союза, а именно в 1994 году, ледокол был переоборудован в Финляндии, а затем модернизирован в Германии для пассажирских перевозок. В 1999 году в Норвегии он получил сертификат пассажирского судна.

Пассажирский опыт экипаж впервые приобрёл во время трехмесячного круиза в Арктике и затем пятимесячного – у берегов Антарктиды. В 1996 году «Капитан Драницын» совершил первое полярное кругосветное путешествие, которое повторялось в 1999 и 2000 годах. Понятно, что как ломовая рабочая лошадь линейный ледокол всё это время не использовался.

Пассажирские рейсы ледокола «Капитан Драницын» прекратились года три назад. Предложение не пользуется спросом на туристическом рынке. Или, может, менеджеры Росморпорта не умеют на этом рынке работать.

Но точно можно сказать: пассажирских прибамбасов на ледоколах вы, уважаемые читатели «В окияне-море», не найдёте ни в какой другой стране мира.

Нашим постоянным читателям напомним, а впервые посетившим сайт «В окияне-море» – скажем ещё вот что: Росморпорт круглый год, зимой и летом взимает с судов, заходящих в морские порты России ледокольный портовый сбор.

Что, само по себе, очень не обычно. Капитаны иностранных (настоящих иностранных) пароходов спрашивают: почему я в июле должен платить за ледокольную проводку не известного мне судна, которая состоится в январе?

В Министерстве транспорта на такие вопросы отвечают:

– Нам надо содержать ледокольный флот.

Это откровенная грубость. В переводе на все языки мира она означает:

– Потому что нам так хочется.

На самом деле, оператор Росморпорт содержит государственный ледокольный флот откровенно плохо. Дефицит ледоколов в России – это явление сродни мировому экономическому кризису 2008 года: оно такое же, рукотворное.

Всякий раз к началу ледовой навигации большая часть ледоколов, эксплуатируемых Росморпортом, оказывается не готовой. На один запчастей не хватило, на другом течь обнаружилась, с третьего сняли оборудование и поставили на четвёртый, потому что порт Сабетта ждать не может…

В последнее время из-за вопросов по оплате труда членов экипажей ледоколов возникла ещё и большая текучесть кадров опытных судоводителей.

Постоянные нарекания на столь же постоянно неудовлетворительную работу ледоколов заставили Росморречфлот проверить финансово-хозяйственную деятельность подведомственного предприятия «Росморпорт» за 2014 – 2015 год.

Как следует из материалов Сводного акта по результатам выездного комплексного внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности, Комиссией Росморречфлота отмечены многочисленные нарушения требований финансово-хозяйственной деятельности, неисполнение плановых показателей по ремонту – в результате неэффективной организации процесса планирования и проведения ремонтных работ. Сроки ремонта судов затягиваются и к началу зимней навигации, как мы уже сказали, большинство ледоколов оказываются не готовыми для осуществления проводок.

Один из фигурантов Сводного акта, начальник Управления технического менеджмента В.В. Таткало, не получивший соответствующего технического образования, опыта работы на судах и, соответственно, понятия не имеющий о судоремонте, до настоящего времени не почувствовал на своей спине никаких оргвыводов. Если только не считать наказанием недавний перевод на другую работу: Таткало назначен начальником Азовского Бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»!

Последние новости – доказательства того, что дефицит ледоколов в нашей стране обусловлен не недостаточным их количеством, а непрофессиональным использованием – Росморпорт породил совсем недавно, в январе-месяце текущего года.

Два ледокола ФГУП «Росморпорт» – «Адмирал Макаров» и вышеупомянутый «Капитан Драницын» – вопреки многолетним ледовым прогнозам и рекомендациям Росморречфлота и Администрации Северного морского пути – были направлены в конце декабря 2016 года для ледокольной проводки судов для генгруза «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск» в порт «Певек».

«Туда» они ещё добрались, груз, к счастью, доставили. А вот «обратно»… На выходе из Певека сформировались тяжёлые льды (о чём руководителей Росморпорта заранее предупреждали). «Макаров» и «Драницын» вдвоём не сумели пробить в толстом сплошном ледяном поле канал для прохода сухогрузов.

В результате, после окончания 13.01.2017 разгрузочно-погрузочных работ оба судна вынуждены были остаться в обеспечении ледокола «Капитан Драницын» на зимовку до начала арктической летне-осенней навигации. Ориентировочно, до конца мая – начала июня 2017 года, то есть, на 5-6 месяцев.

Объяснения, которые даны должностными лицами ФГУП «Росморпорт» по факту этой вынужденной зимовки, абсолютно такие же, как и в зимнюю навигацию 2010-2011 годов – непредсказуемо тяжёлые ледовые условия. И так же, как пять лет назад, эти объяснения не выдерживают критики.

В эти слова не поверил даже заместитель Министра транспорта – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский. По его указанию была проведена служебная проверка.

Результаты проверочного мероприятия удручающие: менеджеры ФГУП «Росморпорт» направили ледоколы без разрешения Росморречфлота в заведомо невыполнимый рейс. Для наших читателей, которые обычно предпочитают сами обо всём судить, мы ниже приведём список с акта комиссии, проводившей расследование.

Обратить читательское внимание хотели бы на стоимость ледокольной проводки – 165 млн. руб. В эту цифру вошла выдача судам заказчика рекомендаций для самостоятельного плавания по маршруту «порт Архангельск – порт Певек – порт Архангельск», на сумму 40 833 000 рублей, включая НДС.

Счастье, как известно, не в деньгах, а в их количестве. Очевидно, желание получить 165 млн. руб. за месяц работы двух ледоколов и заставило предпринять неисполнимую ледокольную проводку. Если предшественники получили с индийского сухогруза «Гуд Пасифик» 85 тысяч долларов США за невыполненную работу, то почему бы нынешним росморпортовским менеджерам не снять с «Иоганна Махмасталя» и «Синегорска» 165 миллионов рублей? 

Несмотря на многочисленные нарушения, неисполнительность, некомпетентность, отмеченные в Акте расследования, должностные лица ФГУП «Росморпорт», включая генерального директора Андрея Тарасенко, до настоящего времени не привлечены к ответственности. И не понятно: кто должен возмещать многомилионные убытки, которые они нанесли не только своему предприятию, но и судовладельцам, грузоотправителям, грузополучателям?

Для них всех Росморпорт на полгода организовал нехватку двух линейных ледоколов – «Капитана Драницына» и «Адмирала Макарова». Значит, одни получат простои судов, другие – дополнительные складские расходы, третьи – нарушение своих технологических процессов. И никто им ничего не должен? 

Получается, что служебную проверку Виктор Олерский проводил для собственного удовольствия. В том смысле, что милые бранятся – только тешатся.

Спросим себя, уважаемые читатели «В окияне-море»: могли ли представить себе папанинцы и челюскинцы, что на смену им, легендарным, настоящим, покорителям Арктики, в конце концов, придут герои нашего бесстыдного времени – «олерскинцы» и «тарасенковцы»?!

Проверка потешная, а деньги настоящие

Во время чтения Акта служебной проверки, которую Росморречфлот учинил для ФГУП «Росморпорт», не покидает ощущение, что проверка была такая, потешная.

Из текста Акта с очевидностью следует, что ледовая операция по проводке «Иоганна Махмасталя» и «Синегорска» не являлась секретом Росморпорта для Федерального агентства морского и речного транспорта. Хотя бы, потому, что в Росморречфлоте имело место быть совещание, посвящённое этой проводке. И на момент совещания – 29 декабря 2016 года – уже было прекрасно известно, что руководство Росморпорта нарушило порядок согласования крупных сделок с вышестоящей инстанцией – Росморречфлотом.

ФАМРТ письменно уведомило портового монополиста о нецелесообразности проводки ввиду высоких рисков в плане безопасности мореплавания, а Росморпорт этот запрет проигнорировал.

Дело дошло до анекдота: «Капитан Драницын» вышел в рейс из Мурманского морского порта на 5 суток раньше, чем мурманский филиал Росморпорта получил соответствующее указание от головной организации. Про прочие нарушения – ими можно нагрузить вагон и маленькую тележку – читайте в акте комиссии Росморречфлота.

Рекомендации по наказаниям, которые, по мнению комиссии, должны понести виновные лица, точно такие же, анекдотические.

Ключом к разгадке всей этой административной неудельности, на наш взгляд, является пункт 7 Акта:

7. Предварительный анализ результатов проводки ставит под сомнение наличие положительного экономического эффекта данной проводки.

Прочитав эту фразу, мы вспомнили претензию, которую Виктор Олерский публично предъявляет негосударственным лоцманам. Замминистра – руководитель Агентства говорит, что негосударственных лоцманов не должно быть как таковых. Потому что они могут ради коммерческого интереса взять да и совершить нарушение требований безопасности мореплавания. Например, выйти в море на проводку судна в непозволительную погоду. И тогда жди беды.

Претензия, как легко заметить, виртуальная: ни в чём подобном негосударственные лоцманы замечены не были. Они только, по мнению Олерского, могут это сделать. Нас всегда интересовало: с чего он взял? Как у него сформировалось такое умозаключение? Фактов нет, но мнение есть. Удивительно.

А не может такого быть, что Олерский судит о других по себе самому?.. Налицо, ведь, грубое нарушение требований безопасности мореплавания по Северному морскому пути. В соответствии со своим ледовым классом, «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск» имели разрешение на проход по СМП только в «лёгких» ледовых условиях.

На основании такой фундаментальной информации, как средне-многолетние ледовые условия в акватории Севморпути, и Олерский, и его замы, и управление безопасности судоходства Росморречфлота в полном составе могли бы заблаговременно и без всякого труда сообразить: в тот период, когда была предпринята ледокольная проводка «Иоганна Махмасталя» и «Синегорска», на СМП «лёгких» ледовых условий не бывает.

И, действительно, уже при проходе пролива Вилькицкого, то есть, в самом начале маршрута, капитан «Капитана Драницына» доложил, что ледовые условия складываются «средние». Но этот доклад опять-таки оказался секретом для Росморречфлота.

Иначе говоря, Федеральное агентство морского и речного транспорта уделяло огромное внимание гигантской сумме, которая должна была поступить от судовладельца ООО «ИнтерОйлТрейдинг», и ноль внимания, фунт презрения – безопасности мореплавания.

В итоге, «ИоганнМахмасталь» и «Синегорск» зимуют в Певеке, при них дежурит линейный ледокол «Капитан Драницын». Линейный ледокол «Адмирал Макаров» стоит в порту Провидения, дожигая последние тонны топлива, и ждёт подхода танкера-бункеровщика – вместо того, чтобы колоть лёд в порту Ванино.

Поэтому в Акте комиссии Росморречфлота гендиректору Росморпорта даётся рекомендация провести служебное расследование и наказать виновных в провалившейся ледовой операции.

Всё это безобразие, разумеется, можно свалить на рядовых чиновников «Росморпорта».

Но разве «стрелочники» приняли решение вести «Иоганна Махмасталя» и «Синегорск» по СМП в разгар зимы? Разве они проигнорировали отказ Росморречфлота согласовать Росморпорту эту проводку? Нет, конечно.

Так раскованно мог вести себя только тот, кто заранее был уверен в своей безнаказанности. Тот, кому комиссия в составе трёх замов Олерского посоветовала поискать виновников среди своих сотрудников – гендиректор Росморпорта Андрей Тарасенко.

Посмотрите, уважаемые читатели «В окияне-море», как нежен Виктор Олерский с подчинённым, который проигнорировал его, Олерского, прямые письменные указания и затем провалил столь масштабную ледовую операцию. К нему самому – к Андрею Тарасенко – вообще, нет никаких претензий.

Мы полагаем, что полупроводка «Иоганна Махмасталя» и «Синегорска», продажа билета в один конец – результат сговора начальника Виктора Олерского со своим подчинённым Андреем Тарасенко. Сговора – не ради интересов Российской Федерации. Ради денег.

Речь вовсе не об этих пресловутых 165 миллионах. Забудьте о них, уважаемые читатели «В окияне-море». По итогам ледового вояжа в Певек, Росморпорт не стал богаче ни на рубль, организация больше потеряла денег, чем получила. 

Возьмите в расчёт другое.

Мы ни на минуту не допускаем мысли о том, что клиент Росморпорта не понимал рисков. Не догадывался, что оба судна могут зазимовать в Певеке. Всё он понимал! И готов был на многое, чтобы решить задачу доставки своего товара в нужное место в нужное время. Теперь задача решена.

Если мы правы, и сговор был, то к ногам нефтяного клиента-судовладельца – ООО «ИнтерОйлТрейдинг» –Олерский и Тарасенко швырнули полугодичную навигацию двух линейных ледоколов.

Сколько может стоить такая щедрость за государственный счёт на рынке коррупционных услуг в ценах 2017 года?

 

Владимир Именинников,
порт Архангельск – портовый город Москва.

 

АКТ
служебной проверки ФГУП «Росморпорт» в части проводки судов «Иоганн
Махмасталь» и «Синегорск» ледоколами «Адмирал Макаров» и «Капитан
Драницын» в акватории Северного морского пути

 

«17» февраля 2017 года                                                                                             г. Москва                                                                                           

         В соответствии с распоряжением заместителя Министра транспорта
Российской Федерации – руководителя Федерального агентства морского и речного
транспорта В.А.Олерского от  31.01.2017 № ВО-13-р комиссия в составе:
           А.И.Пошивай – заместитель руководителя Росморречфлота – председатель;
           Ю.А.Костин – заместитель руководителя Росморречфлота – заместитель 
председателя;
            Н.В.Жихарева – заместитель руководителя Росморречфлота – заместитель 
председателя;
            Д.В. Ушаков – начальник Управления безопасности судоходства 
Росморречфлота;
            С.В. Курбатов – начальник Административного управления Росморречфлота;
            З.Т. Джиоев  - начальник Управления экономики и финансов Росморречфлота;
            С.Н.Суворов – заместитель начальника Управления – начальник отдела
правового обеспечения и корпоративного управления Управления государственного имущества и правового управления Росморречфлота;
           Е.В.Макушкин – начальник отдела ледокольного обеспечения, гидрографии и связи Управления безопасности судоходства Росморречфлота;
          М.П.Чайкин – консультант отдела ледокольного обеспечения, гидрографии и связи Управления безопасности судоходства Росморречфлота;
         провела с 31 января по 17 февраля 2017 года служебную проверку в части проводки судов «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск» ледоколами «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» в акватории Северного морского пути.
           
              В ходе работы Комиссии было установлено следующее:
              Согласно данным, внесённым в систему государственного портового контроля, модуль «Регистрация захода и отхода судов в морских портах Российской Федерации» (portcall.marinet.ru), суда «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск» вышли из морского порта Архангельск 14.12.2016 в 00.15 МСК и 04.15 МСК соответственно. 08.12.2016 в 19.15 МСК из морского порта Мурманск вышел ледокол «Капитан Драницын», а 18.12.2016 в 05.45 МСК из морского порта Петропавловск-Камчатский вышел навстречу с караваном  ледокол «Адмирал Макаров». Вместе с тем, как следует из объяснений ФГУП «Росморпорт», представленных письмом от 15.02.2017 № АТ-24/1377-18, указания директоруМурманского филиала ФГУП «Росморпорт» о направлении ледокола «Капитан Драницын» для оказания услуг по готовящемуся к заключению договору даны только 13.12.2016.
          Также из представленных письмом ФГУП «Росморпорт» от 15.02.2017 № АТ-24/1377-18 материалов и пояснений следует, что первое обращение компании ООО «ИнтерОйлТрейдинг» поступило в Росморпорт 27 сентября 2016 года


                                                                             2
с запросом ставки фрахта ледоколов по проводке судов в период с ноября по декабрь 2016 года. Ответа ФГУП «Росморпорт на это письмо либо не приложено, либо не было. При этом необходимо отметить, что в период с ноября по декабрь были более высокие шансы безопасного завершения данной операции.
             Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос по проводке судов в морской порт Певек и обратно рассматривался ФГУП «Росморпорт» с сентября 2016 года.
             Следующее обращение ООО «ИнтерОйлТрейдинг» датировано уже 1 декабря 2016 года с указанием, что суда будут готовы к выходу из морского порта Архангельск 10-12 декабря 2016 года и бюджет ледокольной проводки составит 165 млн. руб.
          Письмом от 07.12.2016 № АТ-24/11917-18 ФГУП «Росморпорт» обратился в Росморречфлот о согласовании крупной сделки на данную операцию, приложив проект договора на оказание услуг по ледокольному обеспечению следования судов ООО «ИнтерОйлТрейдинг», в котором указано, что ФГУП «Росморпорт»осуществляет услуги ледоколами «Капитан Драницын» и «Адмирал Макаров» по ледокольному обеспечению следования судов ООО «ИнтерОйлТрейдинг», а именно:ледокольное обеспечении е судов Заказчика «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск» (далее – Судно/Суда) от/до кромки льда на трассе Северного морского пути до порта Певек и в обратном направлении, включая выдачу судам Заказчика рекомендаций для самостоятельного плавания по маршруту  «порт  Архангельск – порт Певек – порт Архангельск», на сумму 40 833 000 рублей, включая НДС.
              По мнению ФГУП «Росморпорт», выраженном в вышеуказанном письме проводка судов возможна до морского порта Певек ледоколом «Капитан Драницын», а от морского порта Певек на западную кромку ледоколом  «Адмирал Макаров». При этом время рейса было рассчитано для ледокола «Капитан Драницын» – 18 суток, а для ледокола «Адмирал Макаров» – 35  суток с учетом ожидания на рейде морского порта Певек выгрузки Судов.  
              Необходимо отметить, что в соответствии с Планом расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов в замерзающие порты Российской  Федерации 2016-2017 годов, утверждённым заместителем Министра транспорта Российской Федерации – руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта В.А. Олерским, ледокол «Адмирал Макаров» должен обеспечивать проводки судов в/из морского порта Ванино. Замена ледокола «Адмирал Макаров» на однотипный ледокол «Красин» возможна только по решению Росморречфлота. За получением такого разрешения ФГУП «Росморпорт» не обращался, замена ледоколов произведена предприятием самостоятельно.
              Росморречфлот письмом от 02.01.2017 № ЮК-27/14451 сообщил ФГУП «Росморпорт» о нецелесообразности оказания вышеуказанных услуг из-за высоких рисков при проводке судов с ледовым классом «УЛ» в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском, особенно в условиях сжатия и торосистости.
              Несмотря на отсутствие согласования Росморречфлота 14 декабря 2016 года караван в составе судов «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск» под ледокольной проводкой ледокола ФГУП «Росморпорт» «Капитан Драницын» вышел из морского порта Архангельск на морской порт Певек. 16 декабря 2016 года в 08.30 МСК караван пересек пролив Карские ворота и вошёл в акваторию Северного морского пути.

     
                                                                             3
               Как следует из материалов, предоставленных ФГУП «Росморпорт», до начала проводки предприятию было известно, что судам «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск» выданы разрешения на плавание в акватории Северного морского пути как самостоятельно, так и под проводкой ледоколов только при «легком» типе ледовых условий.
                   Из имеющегося в материалах раздела «Хронология рейса» (приложение к Письму от 07.12.2016 № АТ-24/11917-18) следует, что уже в поливе Вилькицкого ледовые условия соответствовали «среднему» типу.  Однако несмотря на то, что нахождение судов в данных условиях является нарушением Правил плавания в акватории Северного морского пути, ФГУП «Росморпорт» была продолжена проводка судов в восточном направлении.
                   Далее в море Лаптевых восточнее 136° восточной долготы тип ледовых Условий соответствовал «среднему», а местами «тяжёлому». В Восточно-Сибирском море от выхода из пролива Санникова наблюдались «тяжёлые» ледовые условия.
             29 декабря 2016 года в Росморречфлоте состоялось совещание по ледокольной проводке судов «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск» в акватории Северного морского пути ледоколами «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын».
               В ходе совещания было ещё раз подчёркнуто, что проводка судов может осуществляться  только при «легком» типе  ледовых условий в акватории Северного морского пути. ФГУП «Росморпорт» на совещании подтвердил, что по маршруту складываются легкие ледовые условия. Вместе с тем, как видно из «Хронологии рейса», уже при прохождении пролива Вилькицкого капитан ледокола «Капитан Драницын» Ерпулев А.А. сообщил, что ледовые условия характеризуются, как условия «среднего» типа. Однако на совещании об этом сообщено не было.
        В протоколе совещания в Росморречфлоте от 29 12.2016 № ЮК-90 отражено поручение ФГУП «Росморпорт» предствить до 09.01.2017 в Росморречфлот модель оценки рисков ледокольной проводки судов «Синегорск» и «Йоганн Махмасталь» ледоколами «Капитан Драницын» и «Адмирал Макаров» в акватории Северного морского пути, обратив внимание на условия выданных разрешений, при которых плавании е судов под проводкой ледоколов возможно только при легком типе ледовых условий. Как видно из вышеуказанного, ФГУП «Росморпорт» не учтены требования выданных разрешений и проводка осуществлялась в ледовых условиях превышающих разрешенные. 
               Стоит также отметить, что ФКГУ «Администрация Севморпути» письмом от 13.122016 № АСМП-2/4-483 информировало Управление безопасности судоходства, что безопасная проводка судов в вышеуказанный период возможна только с использованием атомных ледоколов и надлежащего гидрометеорологического обеспечения по маршруту плавания.
                 7 января 2017 года ледоколы ФГУП «Росморпорт» завершили ледокольную проводку судов «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск» в морской порт Певек.
               За время перехода на т/х «Синегорск» получены следующие повреждения:
              - выход из строя рулевой машины – устранено силами экипажа;
               - выломан швартовный кнехт,
что подтверждает факт проводки судов в сложных ледовых условиях.
              13 января 2017 года по окончании выгрузки караван последовал из морского порта Певек, но на выходе из Чаунской губы образовался барьер тяжёлых льдов шириной около 4-5 миль.

 

                                                                              4
Попытки ледоколов ФГУП «Росморпорт» проложить канал, достаточный для беспрепятственного прохода судов «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск», в тяжёлом ледовом барьере не дали никаких результатов.
         ФГУП «Росморпорт» было принято решение поставить суда «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск»  в сформировавшемся припае в непосредственной близости от морского порта Певек на весь ледовый период до начала арктической летне-осенней навигации, ориентировочно до конца мая – начала июня 2017 года. Для обеспечения безопасной стоянки судов ледокол «Капитан Драницын» также остался на зимовку в Чаунской губе. 
              Ледокол «Адмирал Макаров» 13.01.2017 в 08.00 МСК последовал из морского порта Певек на восток, в сторону Берингова пролива. 
            01.02.2017 в 10.31 МСК ледокол «Адмирал Макаров» пересек восточную границу Северного морского пути и направился в морской порт Провидения, в котором находится до настоящего времени с минимальными запасами топлива в ожидании подхода танкера-бункеровщика.
        Таким образом, можно констатировать, что ледокол «Капитан Драницын», который планировалось задействовать на 18 суток в настоящее время рейс не завершил и находится в обеспечении безопасной стоянки судов в морском порту Певек. Ледокол «Адмирал Макаров» вместо запланированных 35 суток с выходом на запад, был направлен на восток и до настоящего времени подвержен повышенному риску ввиду минимального запаса топлива на борту.


            Выводы и предложения Комиссии:
       1. ФГУП «Росморпорт» при планировании  данного рейса в своих расчетах не учел прогнозируемую ледовую обстановку на маршруте и возможное ее ухудшение, не учитывались средне-многолетние ледовые условия. До начала рейса не проведена оценка рисков с учетом всех возможных факторов. На стадии заключения договора не оценена возможность обратного вывода судов. Рейс выполнялся на основании краткосрочных метеорологических прогнозов.
         2. В нарушение порядка согласования крупных сделок, установленным письмом Росморречфлота от 21.11.2016 № ВО-27/12547 в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ФГУП «Росморпорт» приступил к оказанию услуг без получения положительного решения о согласовании крупной сделки.
        3. В нарушение поручения заместителя министра транспорта Российской Федерации – руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта В.А. Олерского от 18.11.2016 № ВО-38/12418 ледокол «Адмирал Макаров» заменен на ледокол «Красин» в морском порту Ванино без согласования с Росморречфлотом.
          4. Два ледокола из состава ледокольного флота Российской Федерации в зимний период фактически оказались исключены из оперативного резерва для работы в замерзающих портах Российской Федерации.
      5. Ввиду невозможности привлечения ледоколов «Капитан Драницын» и «Адмирал Макаров» для выполнениия работ по коммерческим договорам, на работу по которым они были запланированы, ФГУП «Росморпорт» письмом от 06.02.2017 № АТ-24/960-18 запросил отвлечение ледоколов «Владивосток» и «Капитан 

                                                                              5

Николаев», задействованных в осуществлении ледокольных проводок в замерзающие морские порты Финского залива.
          6. При осуществлении проводки судов нарушены Правила плавания по Акватории Северного морского пути в части проводки судов в более тяжелых Условиях, чем указано в разрешениях, выданных администрацией Северного морского пути.
      7. Предварительный анализ результатов проводки ставит под сомнение наличие положительного экономического эффекта данной проводки.
             8. На время действия Плана расстановки ледоколов на период ледокольной проводки 2016-2017 годов в замерзающих портах Российской Федерации ФГУП «Росморпорт» принять исчерпывающие меры по недопущению отвлечения ледоколов из районов, установленных  в Плане расстановки, любое отвлечение производить только по решению Росморречфлота.
            9. Генеральному директору ФГУП «Росморпорт» А.В.Тарасенко:
            - провести служебное расследование;
           -должностных лиц, ответственных за организацию ледокольной проводки судов «Йоганн Махмасталь» и «Синегорск» по акватории Северного морского пути, привлечь к дисциплинарной ответственности;
            -устранить выявленные недостатки;
            -принять меры к недопущению подобных нарушений.   




Добавление комментариев:
Имя
Текст
Ввведите ответ на контрольный вопрос в синем поле:
В синее поле введите "2015" без кавычек.


Материалы рубрики
К началу предстоящего осенне-зимнего периода в отдалённые районы Камчатского края будут доставлены, примерно, 60 тысяч тонн угля и 40 тысяч тонн солярки.
Документ предусматривает запрет на заход нефтеналивных танкеров в воды близ северных берегов Британской Колумбии – провинции на западе Канады.
Водных копов не так и много – около 50 человек.
В условиях освобождения ото льда прибрежных акваторий, активизировалось осуществление незаконного вылова краба в прибрежной полосе восточной части острова Сахалин. Установленные запреты не останавливают любителей морских деликатесов.
Министерство экономического развития предлагает сократить финансирование государственной программы по развитию Арктики на период до 2025 года с 209,7 млрд до 50,9 млрд рублей. То есть, уменьшить в четыре раза. Основанием для такого решения могут стать замечания Минфина, сообщил отраслевой портал «Российское судоходство».
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).