Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Все новости
Дебют министра просвещения в Госдуме
07.11.2018
На пленарном заседании Государственной Думы в рамках «правительственного часа» выступила  Ольга Васильева, бывший министр образования и науки. После разделения этого министерства в мае текущего года на две неравных части Васильевой досталось Министерство просвещения.

Для начала член фракции КПРФ Николай  Коломейцев  отметил что 7 ноября - День Великой Революции. Он напомнил завет Ленина «Учиться, учиться и учиться».

Спикер палаты Вячеслав Володин  прокомментировал это заявление так: «Самое главное, чтобы стечение многих этих факторов у нас не привело к революции. Но Геннадий Андреевич ( имеется в виду Зюганов,  лидер КПРФ – прим. автора)  дополняет, если хорошо учиться, то революции не будет».  

Ольга Васильева заявила, что глубоко убеждена: «ни одно событие в нашей истории никогда не проходило бесследно». «И вот сейчас, когда мы с вами встречаемся, на Красной площади проходит Парад 70-летней годовщины Парада 7 ноября 1941 года, который по праву стал одним из духовных стержней победы под Москвой», - отметила леди-министр. 

Затем  Васильева рассказала о значимых изменениях, которые произошли в жизни министерства, Министерства образования и науки после того, как «из недр единого министерства сейчас сформировано и начало работать Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования РФ». По её словам, главная задача Министерства просвещения – создание условий «для  гармоничного социально-ответственного будущего гражданина нашей страны».  

Привела она такие данные: система общего и среднего профессионального образования - это 26 миллионов  детей, почти 83 тысячи образовательных организаций, в которых на сегодняшний день работают 2 миллиона 200  педагогов. 

Касаясь расходов бюджета на образование, министр сказала, что они  увеличились до 729,5 миллиарда рублей, что на 106 миллиардов рублей превышает уровень 2017 года.

Увеличились расходы и на государственную программу "Развитие образования". В 2016 году эти цифры составляли 430 миллиардов рублей, в 2017-м - 448, а в 2018-м - 543 миллиарда рублей. По её словам, эти вложения большая финансовая основа для тех преобразований, которые планирует Министерство. 

Рассказала она и о нацпроекте "Образование".  Его цель -  обеспечение глобальной конкурентоспособности и вхождение российского школьного образования в десятку лучших мировых систем. «Наша страна всегда имела большой и успешный опыт международных исследований, и принято решение, что мы будем продолжать эти исследования и возьмём средний коэффициент исследований международных TIMSS, PTRLS, PISA, исследований по охвату наших детей дополнительным образованием.

И на сегодняшний день по TIMSS (это начальное образование) мы занимаем лидирующее положение, опережая Китай и Финляндию, это наши дети, заканчивая 4 класс, дают прекрасные результаты по читательской грамотности, по естественно-научному циклу, математическим знаниям. Что касается PIRLS (международный рейтинг читательской грамотности), ситуация тоже хорошая.

Что касается PISA (в ходе этого международного исследования оцениваются знания и умения учащихся в возрасте 15 лет в функциональном чтении, математической грамотности и естественных науках), то данное исследование проводится по окончании 9 класса. И вот здесь на сегодняшний день наши позиции не очень высоки — 36-е место.

При этом Васильева считает, что есть и проблемы, которые касаются  перехода начальной школы к 5 классу: «У нас есть проблемы с функциональным чтением… в 86-м году мы были первые по PISA, и нам надо вернуть в школы функциональное чтение, то есть, чтобы ребенок читал текст и понимал  его содержание, и мог  тезисно его изложить».

Небольшой вопрос в качестве лирического отступления: если ребенок в 11 лет, к 5 классу,  не может понять то, что прочитал, и грамотно это изложить, то  разве не надо бить в Набат и кричать «Караул»?..

Ещё министр сказала, что важнейшая, первая, цель — это конкурентоспособность и вхождение в систему, десятку лучших систем школьного образования.    

То есть, в отличие от президента Путина, который хочет, чтобы Россия вошла в пятерку ведущих экономик, у Минпроса менее амбициозные задачи. Но даже войти в десяткус таким нынешним образованием, похоже, задача не достижимая!   

Вторая цель, по словам министра, «воспитание гармонично развитой личности на основе наших традиций и, прежде всего, культурного наследия, то есть воспитание как глобальная цель национального проекта образования».

Как пояснила далее Васильева, сам национальный проект «Образование» представляет собой «коробочку, куда вкладываются региональные проекты».    

Уже есть такие проекты, как «Современная школа». На него будет потрачено  275 миллиардов 902 миллиона, из них 246 миллиардов 530 миллионов в виде субсидии уйдет в регионы.  

Еще один проект - «Успех каждого ребенка». Он, как раз, направлен на воспитание гармонично развитого человека и гражданина Российской Федерации.  В этом проекте речь идет о дополнительном образовании ребенка: «Важно для нас, чтобы 25 процентов детей к 2024 году занимались по дополнительным программам естественно-научного и технического направления деятельности», - уточнила леди-министр. Будет оказана поддержка регионам по модернизации и организации дополнительного образования. «Мы планируем создать в каждом городе, население которого 60 тысяч и выше, кванториумы (технопарки для детей в возрасте от пяти до восемнадцати).

В тех труднодоступных местах, где создание стационарных кванториумов представляется сложным, мы создаем сеть мобильных кванториумов. А также внедрить новые технологии и новые программы».  Будет министерство проводить работу и с талантливыми детьми. На этот проект предусмотрено 80 миллиардов федерального бюджета, и в регионы будет направлен 61 миллиард 47 миллионов.  

А также  министерство начнет оказывать поддержку семьям. Сумма этого проекта невелика - 8 миллиардов, но практически 400 миллионов будет направлено в субъекты через субсидии.

Следующий глобальный проект называется «Цифровая образовательная среда»: «Мы сейчас заканчиваем работу над платформой «Российская электронная школа», которая будет помогать профессиональной деятельности педагогов. Цифровое образование включает в себя и единые компетенции для всех образовательных учреждений. Так, бухгалтерия, делопроизводство будут переведены в цифровой формат. Цифра поможет и в охране наших школьных организаций».  

Что касается использования детьми гаджетов, то, по словам Васильевой, министерство проводит  исследование по  их влиянию на разновозрастные категории школьников. Она подчеркнула, что «любой разговор о возможности использования гаджетов в школьной программе  должен быть регламентирован научными исследованиями». Общий объём финансирования этого проекта -  77 миллиардов, из них 71 миллиард будет направлен в субъекты Российской Федерации.  

Учителям посвящен отдельный федеральный проект «Учитель будущего». Задача этого проекта – совершенствование профессионально-педагогической и психологической подготовки учителей.  

В рамках проекта «Молодые профессионалы» планируется создать сто центров опережающей подготовки в регионах и 5 тысяч мастерских, которые будут оснащены лучшим оборудованием.

Среднему профессиональному  образованию посвящен проект «Билет в будущее».  На него будет потрачено 1 миллиард 200 в этом году. Проект«Социальная активность» касается наставничества.  Планируется, что к 2024 году 1 миллион 700 тысяч наших граждан смогут участвовать в волонтёрских добровольческих мероприятиях.

И заключительный проект «Социальные лифты», который направлен на решение задач по созданию условий непрерывного личностного развития.

Депутат Олег Быков («Единая Россия») выразил обеспокоенность ситуацией с привлечением педагогов в сельскую местность и попросил  Ольгу Васильеву рассказать о реализуемых ведомством мерах по привлечению в сельскую местность молодых специалистов для работы в образовательной сфере.

Васильева отметила, что Министерство всегда занималось вопросом поддержки молодых учителей сельских школ. По ее словам, еще в 2010-2011 годах, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Министерство совместно с субъектами приступило к реализации проекта по привлечению в сельскую местность талантливых молодых педагогов.

«В частности, тем, кто приехали работать в сельскую местность, предоставлялось 500 тысяч рублей, которые можно было тратить на повышение квалификации, обустройство жилья и рабочего места», – рассказала министр.

Кроме того, регионы стали запускать свои собственные проекты. Среди них глава Минпросвещения выделила проект учительского дома в Пермском крае и формирование модели педклассов в Тамбовской области.

В настоящее время совместно с депутатским корпусом обсуждается возможность реализации проекта «Земский учитель», направленного на привлечение молодых талантливых педагогов, повышение их мобильности и улучшение жилищных условий преподавателей, отметила Васильева.

Аудитор Счётной палаты РФ Михаил Мень, выступивший после леди-министра, рассказал о недостатках работы министерства. Так, по состоянию на 1 января 2018 года доступность дошкольного образования в целом по стране составила для детей в возрасте от 3 до 7 лет 99 процентов, цифра неплохая, для детей от 2 месяцев до 3 лет – 79,8 процента.

Эти показатели, по данным СП,  достигнуты за счёт перенаполненности дошкольных групп, переоборудования специальных помещений под дополнительные места. Таким образом, говорить о создании качественной развивающейся предметно-пространственной среды представляется, на взгляд Счётной палаты, преждевременным.

Также, по словам Меня, повышение качества дошкольного образования требует принятия дополнительных мер для обеспечения равного уровня дошкольного образования. Однако в проекте государственной программы развития образования это не предусмотрено.

Проект поддержки семьи, имеющей детей, и проект «Образование» направлены на реализацию программы помощи родителям дошкольников, при этом результатом реализации проекта является число услуг, оказанных родителям, чего, на наш взгляд, явно не достаточно для получения объективной картины эффективности такой помощи.

В числе приоритетов Правительством РФ поставлена задача по обеспечению к 2025 году односменного режима обучения в школах и  перевод обучающихся в новые здания из зданий с износом выше 50 процентов. Однако в проекте госпрограммы «Развитие образования» и федеральном проекте «Современная школа» предусмотрена лишь ликвидация третьей смены.     

Он обратил внимание и на то, что в проекте госпрограммы и национальном проекте «Образование» не предусмотрен плановый показатель создания новых мест в школах. Показатель числа детей, обучающихся на вновь созданных местах в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и ПГТ, запланирован в абсолютных цифрах и не даёт представления об обеспечении односменного режима обучения. Также этот  показатель имеет риски недостижения, так как при расчёте финансового обеспечения министерством предусмотрена средняя стоимость создания одного места в сумме 608 тысяч рублей, но с учетом НЦС (нормативы цены строительства) и оснащения учебным оборудованием она составляет 971,6 тысячи рублей. 

В Счётной палате рассчитывают, что а ситуация будет исправлена, так как нельзя закладывать в планы заведомо недостижимые результаты.  

Мень также отметил: учитывая, что  сейчас  дети имеют доступ к образовательным ресурсам в интернете, необходимо  обеспечить внедрение новых методик обучения с использованием интерактивных учебных материалов на основе цифровых инструментов.

Однако обеспечение всех школ доступным Интернетом запланировано лишь к 2025 году. «Отставание в цифровом обновлении образования для сельских жителей может привести к расслоению с точки зрения доступности качественного образования», – сказал аудитор.   

Он обратил внимание и на то, что проектом «Учитель будущего» не предусмотрены мероприятия по сокращению дефицита педагогических кадров, особенно – в сельских школах. А ведь, по данным Росстата, в школах работает только 14 процентов педагогов в возрасте до 30 лет.

Анна Козырева,
портовый город Москва,
Государственная Дума.

 

 

 






Материалы рубрики
Речь идёт об универсальных атомных ледоколах проекта 22220. Первые три – «Арктика», «Сибирь» и «Урал» – уже находятся на разных этапах строительства. Но этого нам показалось мало.
Новый портовый комплекс – когда он будет готов – увеличит мощности для перевалки и хранения рыбных грузов и составит конкуренцию портам стран АТР в два раза, сократив время транспортировки рыбной продукции в западную часть России. Если сейчас доставка рыбы из корейского порта Пусан до Новороссийска занимает 34 дня, то по Северному морскому пути – от Петропавловска-Камчатского до Мурманска – на это потребуется лишь 17 дней.
Группа компаний «Совкомфлот» заключила кредитное соглашение с консорциумом из трёх европейских банков на сумму 149 млн. долларов США на срок до 10 лет. В состав консорциума вошли ING Bank N.V. (Нидерланды), KfW IPEX-Bank GmbH (Германия) и Crédit Agricole Corporate and Investment Bank (Франция).
К документу поступило 676 поправок, из которых 462 внесло Правительство РФ. Депутаты внесли 214 поправок.
Законотворчество Минтранса России – по крайней мере, в сфере водного транспорта – явление весьма специфическое. Можно сказать, учебное пособие для начинающего чиновника: как не делать того, что руководимой тобой отрасли, может, и нужно, а лично тебе – нет. По отдельным нормативным актам министерства «В окияне-море», время от времени, высказывается. Сегодня предлагаем вам, уважаемые наши читатели, короткий анализ-обобщение. Его сделал в своём выступлении на XI Международном форуме «Транспортный потенциал» (18-19 октября 2018 года, Санкт-Петербург) директор Некоммерческого партнёрства «Национальное объединение лоцманских организаций» Виктор Рябоконь.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).