Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Яхтинг
РЕКОМЕНДАЦИИ - Правовое обеспечение плавания в территориальном море, внутренних морских водах и по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных и прогулочных судов под иностранным флагом
14.03.2010
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПЯТОГО СОЗЫВА
КОМИТЕТ ПО ТРАНСПОРТУ

РЕКОМЕНДАЦИИ
«круглого стола» на тему

«Правовое обеспечение плавания в территориальном море,
внутренних морских водах и по внутренним водным путям
Российской Федерации спортивных и прогулочных судов
под иностранным флагом»
18 февраля 2010 года
Заслушав доклады и выступления, прозвучавшие в ходе «круглого стола», организованного Комитетом Государственной Думы по транспорту, на тему        «Правовое обеспечение плавания в территориальном море, внутренних морских водах и по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных              и прогулочных судов под иностранным флагом», участники «круглого стола»      по результатам обсуждения и с учетом представленных материалов отмечают:
Туризм, как составная часть мировой экономики, демонстрирует устойчивую тенденцию к своему развитию. За минувшее десятилетие одним        из самых динамично развивающихся секторов мирового туризма был и остается круизный туризм, особое место в котором занимают водные круизы – морские      и речные.
Интенсивно развивающаяся мировая индустрия водного туризма имеет сегодня многомиллиардный оборот. Так, согласно статистическим данным Международного совета ассоциаций морской индустрии (ICOMIA), каждый год мировая промышленность выпускает свыше 750 тыс. прогулочных судов. Всемирный парк уже составляет более 20 млн. судов, из которых 17 млн. являются моторными судами различного типа, а 3 млн. – парусными судами. Очевидно, что в данной сфере бизнеса во многих странах задействованы сотни тысяч людей.
Экономический эффект от прохождения только одной яхты на протяжении одной тысячи километров вдоль побережья страны приносит государству доход не менее 30 тыс. рублей от каждого члена экипажа такой яхты. А численность экипажа, в среднем, может составлять до 10 человек. Таким образом, совокупный доход с каждой яхты может достигать 300 тыс. рублей.
Эксперты считают, что яхтенный флот в скандинавских странах насчитывает более 500 тыс. судов, в Германии – более 100 тыс. судов, а в Турции – более 120 тыс. судов. Привлечение в среднесрочной перспективе в Россию даже 5 – 10 % от их числа позволит ежегодно иметь заход объемом 60 – 100 тыс. судов под флагами иностранных государств в год. По самым скромным экспертным оценкам, это эквивалентно 350 – 500 млн. евро ежегодных поступлений.
В данной связи следует отметить, что круизный туризм в Российской Федерации, а особенно водный, с точки зрения исторической, культурной              и природной привлекательности, обладает весьма значительным потенциалом.   Об этом свидетельствует постоянно растущий интерес к водным круизным экскурсиям по акватории территориальных вод России, а также ее внутренних водных путей. Кроме того, следует иметь в виду, что крупнейшие соревнования по водным видам спорта привлекают огромное внимание общественности.
Несмотря на бурное развитие водного туризма в мире, в России он пока развивается не достаточно активно. Виной тому ряд объективных причин             и, прежде всего, – отсутствие необходимой инфраструктуры. Несмотря                 на огромную протяженность внутренних водных путей – более 100 тыс. километров – на берегах российских рек и морском побережье ничтожно малое количество специализированных причалов и стоянок.
Наиболее остро стоят вопросы отсутствия современной ремонтной базы,      а также достаточного количества заправочных пунктов и центров технического обслуживания. Не в достаточной мере проработаны перспективные маршруты для морских и речных круизов. Инфраструктура гостиничного бизнеса также              не соответствует современным требованиям. Только комплексная разработка инфраструктуры каждого конкретного маршрута даст мощный импульс развитию водного туризма в целом.
Сложившаяся ситуация дает возможность сделать вывод о том,                   что в настоящее время водный туризм в России находится на самой ранней стадии своего развития. Как правило, яхт-клубы, объединяющие владельцев моторных     и парусных судов, существуют только в наиболее крупных городах прибрежной зоны. Инфраструктуру этих яхт-клубов, за редким исключением, составляют,      как правило, только причалы и эллинги.
Существующие пункты пропуска через государственную границу                  в прибрежной зоне, как правило, не обладают современной инфраструктурой для обслуживания туристов, способной обеспечить быстрое прохождение паспортного, таможенного и санитарно-эпидемиологического контроля.
Очевидно, что одной из значительных проблем такого состояния развития    в России водного круизного туризма является избыточная закрытость российских территориальных вод, а также действующий пограничный режим, создающие дополнительные препятствия для круизного туризма.
Существующий в соответствии с положениями ч. 1 ст. 23 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации запрет на проход            по российским рекам судов под иностранным флагом делает практически невозможным развитие въездного речного туризма.
На сегодняшний день весьма актуальными являются не только вопросы формирования и развития современной инфраструктуры международного водного туризма, парусного и водно-моторного спорта, но и проблемы правового регулирования общественных отношений, возникающих в данной сфере.
В данной связи следует отметить, что отдельные аспекты такого рода правоотношений, возникающих в данной сфере деятельности, регулируются такими нормативными правовыми актами, как: Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральным законом                от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и рядом других.
Вместе с тем, в действующем законодательстве до настоящего времени отсутствуют определения таких понятий как «спортивное и прогулочное судно», не снято законодательное запрещение на проход по внутренним водным путям иностранных судов, не установлен правовой режим плавания в российских территориальных водах и по внутренним водным путям спортивных                        и прогулочных судов не только под иностранным флагом, но и под российским.
Пробелы в правовом регулировании отдельных аспектов водного туризма, являются сдерживающим фактором по развитию данного сегмента рынка туристических услуг. Совершенствование правового регулирования плавания иностранных спортивных и прогулочных судов должно идти по пути:
- допуска на внутренние водные пути Российской Федерации данной категории судов;
- снижения административных и иных барьеров для их нахождения                в российском территориальном море, внутренних морских водах и внутренних водных путях;
- унификации российского законодательства и приведение                           его в соответствие с действующими международными нормами права;
- законодательного разграничения компетенции, полномочий                          и ответственности федеральных органов исполнительной власти                              и негосударственных субъектов в данной сфере;
- сертификация и стандартизация существующей инфраструктуры индустрии водного туризма;
- проведения маркетинговых исследований в области водного туризма          и формирование оптимальных туристических маршрутов;
- создания и продвижения на международные и региональные туристические рынки российских водных круизов как туристического продукта мирового уровня;
- разработка и реализация федеральных программ и региональных инвестиционных проектов.
Опыт зарубежных стран показывает, что успех данного сектора круизного туризма напрямую зависит от того, как он воспринимается на государственном уровне, насколько пользуется государственной поддержкой. 
Участники «круглого стола» констатируют, что мощным стимулом                 к активизации механизма развития в России индустрии водного туризма, могла бы стать соответствующая федеральная целевая программа, которую следует рассматривать как составную часть Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, разрабатываемой Федеральным агентством   по туризму. При этом следует учитывать, что концепция развития водного туризма, определяющая общие организационные, финансово-экономические        и технологические принципы его построения, должна гармонизировать                   с концепциями развития конкретных внутренних водных путей как единой акватории.
Следует учитывать, что только гибкая фискальная политика – установление специальных налоговых режимов и упрощенных правил ведения предпринимательской деятельности в области организации и обеспечения водного туризма и спорта, дает возможность рассчитывать на привлечение             в данный сегмент туристической индустрии серьезных инвестиций, особенно частных.
Активизация развития отечественного водного туризма невозможна           без создания собственного флота спортивных и прогулочных судов                         и их строительства на территории России. Всемерная поддержка и изначальная ориентация на мировые стандарты способствовала бы внедрению в эту область малого судостроения современных технологий, наполнению отечественного рынка спортивных и прогулочных судов качественной и конкурентоспособной продукцией, а в среднесрочной перспективе – выходу на мировой рынок. Развитие малого судостроения следует рассматривать как основу по созданию условий для развития неотъемлемой части инфраструктуры яхтенного сервиса отечественных и гостевых (зарубежных) моторных и парусных спортивных           и прогулочных судов.
Повсеместно, наряду с инфраструктурой туристической индустрии, должна  обязательно развиваться и спортивная составляющая, в том числе и путем создания детских спортивных школ парусного и других водных технически видов спорта. Все это позволит в обозримом будущем сделать Россию более привлекательной для туристов всего мира.
Очевидно, что данный вид туризма может весьма активно развиваться           в России, но для этого нужно комплексное разрешение правовых                              и инфраструктурных проблем.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав и обсудив доклады            и выступления, участники «круглого стола» рекомендуют и предлагают:

Комитету Государственной Думы по транспорту:
1.    Одобрить законодательную инициативу председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Шишкарёва С.Н. по снятию законодательного ограничения плавания по внутренним водным путям спортивных и прогулочных судов под иностранным флагом путем внесения изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
2.    Активизировать работу по внесению данной законодательной инициативы на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
3.    Поручить Экспертному совету при Комитете Государственной Думы по транспорту, Всероссийской Федерации парусного спорта и другим заинтересованным организациям продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере развития водного туризма           с учетом высказанных в ходе работы «круглого стола», а также поступающих      от заинтересованных субъектов замечаний и дополнений.
4.    Взять под контроль выполнение данных Рекомендаций.

Правительству Российской Федерации:
1.    Рассмотреть вопрос о разработке Федеральной целевой программы    по развитию в Российской Федерации водного туризма, предусматривающей развитие инфраструктуры водного туризма за счет реконструкции существующей системы базирования спортивных и прогулочных судов, создания объектов технического сервиса, а также развития отечественного малого судостроения.
2.    Обеспечить необходимое бюджетное финансирование создания инфраструктуры водного туризма в рамках Федеральной целевой программы      по развитию в Российской Федерации водного туризма по следующим направлениям: дноуглубление судового хода и подходов к портам, яхт-клубам (маринам) и гидротехническим сооружениям, обеспечение безопасности               на акваториях рек и водоемов, а также развитие портовой инфраструктуры общего пользования.
3.    Предусмотреть разработку и внедрение системы экономических           и иных стимулов, создающих условия для притока частных инвестиций                  в индустрию водного туризма.
4.    Предусмотреть участие негосударственных хозяйствующих субъектов в процессе создания объектов инфраструктуры водного туризма (марин, бункеровочных пунктов, ремонтных баз и т.д.) на основе механизма государственно-частного партнерства.
5.    Продолжить работу по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации в рамках реализации комплекса мер      по открытию внутренних водных путей для плавания судов под флагом иностранных государств путем совершенствования нормативной правовой базы, определяющей порядок плавания по российским внутренним водным путям спортивных и прогулочных судов под иностранным флагом с учетом обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных соглашений и договоров.
6.    Упростить режим прибрежного (каботажного) плавания                     для спортивных и прогулочных судов под иностранным флагом в российском территориальном море и внутренних морских водах после прохождения ими процедуры «открытия границы» путем внесения соответствующих изменений       в ведомственные нормативные правовые акты.
7.    Рассмотреть вопрос о включении в границы морских и речных портов Российской Федерации мест стоянок и обслуживания спортивных и прогулочных судов.
8.    Пересмотреть перечень российских портов, открытых для заходов иностранных судов, в целях расширения перечня морских и речных портов, открытых для захода спортивных и прогулочных судов под флагом иностранных государств.
9.    Пересмотреть действующий порядок открытия пунктов пропуска через российскую государственную границу в целях упрощения процедуры         их открытия в яхт-клубах и местах, приспособленных для стоянки спортивных      и прогулочных судов.
10.    Особо обратить внимание на разработку и утверждение на уровне технических регламентов и ГОСТов требований к техническому состоянию спортивных и прогулочных судов, а также инфрастуктуре яхт-клубов (марин) и мест обслуживания.
11.    Пересмотреть действующий порядок прохождения пограничного, таможенного и санитарно-эпидемиологического контроля на предмет упрощения их процедуры и документального оформления путем придания                              им уведомительного характера.
12.    Уточнить действующий в Российской Федерации механизм миграционного учета иностранных граждан на предмет особенностей, возникающих в связи с плаванием в российском территориальном море, внутренних морских водах, а также по внутренним водным путям спортивных      и прогулочных судов под флагом иностранных государств.





Материалы рубрики
«В окияне-море» не раз уже писал, что рождённый в недрах Министерства транспорта Российский Международный Реестр (второй регистр) Судов, как проект, провалился. Создана дивизия чиновников, которые, как минимум, получают зарплату, но судовладельцы в регистр не идут. Таким же провалом закончилась затея Минтранса прибрать к рукам парусный спорт. Точнее говоря, регистрационные взносы, которые платят яхтсмены. За два года напряжённой работы ещё одной дивизии чиновников под регистр Минтранса, по данным самого Минтранса, встали 11 парусных лодок в Москве и ещё 6 – по всей остальной России. Для сравнения: СпортСудоРегистр Всероссийской Федерации Парусного Спорта насчитывает более 2.500 лодок. Сегодня мы предлагаем нашим читателям интервью руководителя регистра ВФПС Андрея Маслова.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПЯТОГО СОЗЫВА
КОМИТЕТ ПО ТРАНСПОРТУ

РЕКОМЕНДАЦИИ
«круглого стола» на тему

«Правовое обеспечение плавания в территориальном море,
внутренних морских водах и по внутренним водным путям
Российской Федерации спортивных и прогулочных судов
под иностранным флагом»
С Т Е Н О Г Р А М М А

"круглого стола" Комитета Государственной Думы по транспорту
на тему: "Правовое обеспечение плавания в российских
территориальных водах и по внутренним водным путям спортивных
и прогулочных судов под иностранным флагом"

Здание Государственной Думы. Зал 504.
18 февраля 2010 года. 14 часов.
Расчистка русла реки Трубеж и дноуглубительные работы на рязанских реках Цна и Ока послужат развитию яхтного туризма в России. Об этом заявил руководитель федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин на заседании межведомственной рабочей группы по развитию круизного туризма и модернизации туристского флота.
Вице-президент Ассоциации одесских яхтсменов Андрей Скачек заявил, что именно яхтинг может и готов дать Одессе и Одесской области новый мощный стимул для развития туризма. Об этом А. Скачек заявил в ходе круглого стола «Пути эффективного развития Одессы и Одесчины. Улучшение имиджа в мировом содружестве».
В клубе "Балтика" вы всегда сможете взять оборудование для дайвинга. . Black Limousines International. Автомобильный трансфер в Вене. Быстрота и комфорт!
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).