Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Внутренние водные пути
МАЛЫЕ РЕКИ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ
02.03.2010
В федеральном законодательстве отсутствует регламентация лиц и органов, ответственных за установление правил плавания по малым рекам и каналам, поддержание на них навигационной обстановки, проведение дноуглубительных работ и контроля за соблюдением правил плавания.
Малыми реками у нас считаются те, что длиной до 100 километров. И в России протекает два с половиной миллиона малых рек! Подавляющее их большинство имеют длину... до 25 километров.
На долю малых рек приходятся 99% всех естественных водотоков России, а протяженность составляет 94% длины всех рек. Именно на берегах малых рек проживает значительная часть населения России. Древние названия малых рек способны рассказать многое о жизни наших предков, их верованиях, хозяйственных заботах и традициях: Соминка, Чагодоща, Горюн, Валчин, Тихвинка, Сясь - список можно продолжать бесконечно.
То есть это реки очень малые. Даже маленькие. Но, несмотря на размеры, именно они составляют основу гидрографической сети, формируют средние и большие реки, предопределяя их гидрологический, биологический и биохимический режим, а также судоходные характеристики. Малые реки - без преувеличения огромный потенциал в реализации концепции обеспечения транспортной доступности, столь востребованной сегодня в нашей стране.
В 1970-е годы основная транспортная нагрузка по освоению нефтегазового комплекса Западной Сибири пришлась именно на малые реки, которые до этого практически не были судоходны. Тогда же были приняты решения об обустройстве таких рек для прохода судов и в срочном порядке специально для таких речек строился флот грузоподъемностью от 200 до 1,5 тыс. тонн. Казым, Аган, Вах, Надым, Пур, Таз, Сосьва, Конда, Юган, Пим, Тромъеган, Аган, Салым, Ляпин, Лямин, Назым и малые реки Ямальского полуострова,- в устьях этих рек были построены города Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Уренгой, Надым, Тазовское. Первая нефть, добытая в Западной Сибири, пошла на судах Иртышского речного пароходства в 1962 году по малой реке Канда, притоку Иртыша. В советское время в районе Западно-Сибирского нефтегазового комплекса добывалось ежегодно 365 млн тонн нефти и 370 млрд м3 природного газа. Без глобальной ставки на транспортный потенциал малых рек региона эту задачу едва ли удалось бы успешно решить.
В настоящее время судоходство на малых реках в центральной полосе России практически свернуто. По мнению заместителя директора Института водных проблем РАН Михаила Болгова, вопросу рационализации водопользования, особенно на малых реках, уделяется крайне мало внимания. Слабо внедряются новые эксплуатационные технологии, учитывающие состояние окружающей среды, научно обоснованные методические подходы к оптимизации хозяйственной деятельности на малых реках. Расчистка дна и углубление русел малых рек практически полностью прекращены в связи с отсутствием средств. Путевые работы не производятся. Снята вся плавучая и освещаемая обстановка. Фактически флот может работать на малых реках только в светлое время суток. Положение усугубляется незаконной выборкой инертных материалов из русел рек, разработкой карьеров без последующей их рекультивации под лесонасаждения, интенсивной вырубкой лесных массивов. Все это приводит к резкому ухудшению формирования стока, а в верховьях - к уменьшению водности.
Проблема прохождения судов встает даже на Волге. Некоторые специалисты выражают опасение, что, если не остановить процесс обмеления, в недалеком будущем единая Волга разделится на верхнюю и нижнюю с несудоходным средним отрезком. Возможно, они сгущают краски, однако тот факт, что судоходство уже сегодня затруднено на самой полноводной реке Европы, наводит на самые серьезные размышления…
Нельзя сказать, что основная часть малых рек была брошена, однако, весьма скудно финансировалось их содержание и обустройство. Поэтому к концу 90-х годов было принято принципиальное решение: обустраивать в первую очередь магистральные реки, а обустройство малых рек рассматривалось как задача субъектов Федерации, в хозяйственном ведении которых эти реки находятся.
Но из-за  противоречий законодательного характера эта схема не сработала. Строго говоря, и сам термин "малые реки" достаточно условен. С точки зрения транспортного законодательства такого понятия, как "малые реки", нет. Существует перечень внутренних водных путей (ВВП) РФ, утвержденный правительством, который включает в себя как магистральные ВВП, так и судовые ходы по боковым рекам (притокам) крупных рек.
Но есть и позитивные примеры участия региональных властей в развитии речных пассажирских перевозок, в том числе по малым рекам. В Западной Сибири, где очень редкая сеть железных и автомобильных дорог, а особенностью небольших населенных пунктов является то, что их довольно много, - водный транспорт обеспечивает перевозку значительной части пассажиров, что особенно важно для труднодоступных районов ХМАО и ЯНАО. Здесь пассажирские перевозки реками отнесены к социально значимым перевозкам и осуществляются по межобластным (Омск - Тобольск - Салехард, Тобольск - Ханты-Мансийск - Салехард), межмуниципальным и внутримуниципальным маршрутам.
Еще одним из перспективных направлений развития транспортного потенциала малых рек, считается широкое использование паромных переправ. Это, по существу, водный учасок автодороги... местного значения. Осуществление такой задачи может стать хорошей площадкой для реализации государственно-частного партнерства между региональной властью и судовладельцами. Сейчас разработчики из Нижнего Новгорода предлагают новый тип мелкосидящего судна с колесным движителем на корме. Можно сказать, что это экологически щадящий тип судна, с таким немного ретро-экстерьером, знакомым нам по старинным фотографиям, как нельзя лучше приспособленный для нужд бизнеса на малых реках.





Материалы рубрики
Теплоход «Таймыр», судовладелец ООО «Линда Шиппинг», порт приписки Нижний Новгород, вёз по Ладоге щебень, 2500 тонн.
Как мы и обещали нашим читателям, публикацию «Западно-Сибирская транспортная прокуратура ослепла. И заявила об этом письменно.» от 14.09.2010 (рубрика «Новости») «В окияне-море» направил в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. И вот, пришёл ответ за подписью помощника Генерального прокурора Натальи Владимировны Ростовцевой.
ОТ РЕДАКЦИИ. Двадцать восьмой элемент таблицы Менделеева — это никель. Чиновники, которых берут за живое публикации в прессе, часто говорят, поскрипывая зубами: не обобщайте, господа журналисты! Поэтому мы и сузились, и конкретизировались до последней степени — до одного-единственного химического элемента.
«Люди с мест», сибиряки, наши друзья, советовали нам: «Куда вы супротив Норильского никеля? На нём сидит весь бюджет Красноярского края и все краевые чиновники!»
Приводим это обобщение лишь по одной причине: у нас на него есть убедительный ответ. Он в тексте статьи.
Но хотим посоветовать некоторым (отдельным) господам судейским, а также прокурорским: не зарывайтесь, господа. Делайте ваши потусторонние дела аккуратнее.
И совет уже не для чиновников, а для наших читателей.
Как-то раз, в благополучные двухтысячные годы, в газете «Правда» перед самой сдачей номера обратили внимание на заголовок вверху первой полосы: «Меньше надо воровать» (есть в редакции — прим. «В окияне-море»). И ужаснулись. Газета «Правда» советует своим читателям воровать! Хоть, и меньше... Пошли даже на задержку номера, но заменили эти слова на нормальное, с человеческой точки зрения, утверждение, что воровать, вообще, нельзя.
А теперь о влиянии...
- В ближайшие 10 лет ожидается списание подавляющей части речных судов, и без их адекватной замены прогнозируется стагнация речного транспорта, что не допустимо, с учётом его значения в перевозках массовых грузов для национальной экономики и внешней торговли, а также для жизнеобеспечения населения, предприятий и государственных организаций в районах Крайнего Севера ,- так считают участники рсширенного заседания Совета Ассоциации судоходных компаний, о котором «В окияне-море» сообщал в рубрике «Анонсы».
По данным пресс-службы компания «Волжское пароходство», в навигацию 2009 года грузовыми судами Волжского пароходства перевезено 4,5 млн. тонн грузов, что на 17% меньше уровня 2008 года.
Только у нас возможно купить инфракрасный обогреватель по минимальной цене . "SKV24": создание продающих сайтов, - лучшие решения для Вас!
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).