Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Внутренние водные пути
Кризис – вовсе не катастрофа
03.03.2010
Вопреки расхожим представлениям речной транспорт и в кризис остаёт-ся одним из самых привлекательных и необходимых средств передвиже-ния россиян. Люди продолжают преодолевать большие расстояния на судах, плотах, катерах, предпочитая водный транспорт поездам и само-лётам.
И в этом, собственно, нет ничего удивительного. Он относительно дешев, экологичен и безопасен. С 1999 года у речников самый низкий индекс тари-фов. Согласно расчётам Минтранса, обустройство водного пути в 10 раз де-шевле, чем железнодорожного и в 21 раз - чем автомобильного, что очень важно в нынешних кризисных условиях. Водный транспорт для отдаленных регионов, где нет ни качественных автодорог, ни железнодорожных путей. вообще становится безальтернативным.
Во многих странах  мира водный транспорт считается элитой отрасли. И мо-лодёжь, и пожилые не прочь поплавать на речных  судёнышках  или водных трамвайчиках. 
Для водных такси и небольших грузовых судов на Западе создана целая сис-тема различных преференций. С их помощью снижается доля транспортной составляющей в стоимости товаров и услуг. Таким образом, надо полагать, речников защищают от  конкуренции на международном рынке.
Нашим речникам о такой надёжной защите от бед пока приходится только мечтать. В минувшем году Минфином России бюджет Федерального агент-ства морского и речного транспорта (Росморречфлота)  был сокращен более чем на 6 млрд. рублей.
Кризис сильнее всего отразился на работе внутреннего водного транспорта. Объем перевозок в прошлом году, по данным Федерального агентства мор-ского и речного транспорта  снизился более чем на 30% и составил 97,6 млн. тонн. Особенно упали объемы перевозок внутри страны. В районы Крайнего Севера хоть и доставлены все предъявленные к перевозкам грузы, но объем поставок  уменьшился  почти в 2 раза. Перевозки пассажиров также снизи-лись на 10 % и составили около 18 млн. человек.
Такое падение объёмов -  вовсе не катастрофа, хотя, конечно, без помощи го-сударства трудно наверстать упущенное. Чтобы помочь речникам воспол-нить потери и преодолеть кризис, в Минтрансе России были сформированы Рабочие группы для мониторинга ситуации и выработки предложений по оказанию помощи со стороны государства. То есть в сложной ситуации ма-лый флот государство не оставит.
А что касается перспектив развития, то Федеральным агентством морского и речного транспорта  предусмотрен ряд тактических мер, которые помогут уже в самое ближайшее время улучшить работу отрасли в непростых услови-ях кризиса.
Одна из них – устранение  участков, ограничивающих пропускную способ-ность Единой глубоководной системы (ЕГС) европейской части РФ. Среди других инициатив можно назвать  ввод новой нитки судоходного шлюза Ко-четовского гидроузла на реке Дон. Этот путь уже позволил расшить одно из «узких» мест на этом направлении, увеличить пропускную способность и в целом повысить эффективность ЕГС.
В то же время пока серьезным сдерживающим фактором развития перевозок грузов и пассажиров по Единой глубоководной системе в Европейской части России является наличие «узких» мест – это Нижнесвирский шлюз, участок р. Волги ниже Городецкого шлюза в районе Нижнего Новгорода, участки на Нижней Волге и Нижнем Дону. Эти проблемы планируется решить в рамках реализации программы «Развитие транспортной системы России» в 2010-2015 гг.
А, в общем и целом, по данным Федерального агентства морского и речного транспорта, уже на 1 января 2010 года уменьшилось число судоходных гид-ротехнических сооружений с опасным и неудовлетворительным техническим состоянием и, соответственно, увеличилось число СГТС в нормальном со-стоянии.
Концепция реформирования отрасли, разработанная Министерством транс-порта России, предусматривает повысить доступность «водных услуг» для населения. Предстоит уже в ближайшее время обеспечить рост перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах, в том числе в районах Край-него Севера и приравненных к ним местностям. Дальнейшее развитие полу-чат и туристические круизы.
Особое внимание будет уделено регулярным речным пассажирским перевоз-кам между прибрежными городами и посёлками. Востребованность речных перевозок, по прогнозам Министерства транспорта, будет расти. Спрос, как известно, рождает предложение. А значит - повысится и перечень дополни-тельных услуг.
Если в развитии рынка услуг речников заинтересовать бизнес, то удастся на-много повысить доходность отрасли. Развитие речных перевозок вполне мо-жет стать и подспорьем для сбора налогов в бюджеты территорий. А значит  программу  по возрождению отрасли  поддержат м органы местного само-управления. Такая опора речникам просто необходима.





Материалы рубрики
Теплоход «Таймыр», судовладелец ООО «Линда Шиппинг», порт приписки Нижний Новгород, вёз по Ладоге щебень, 2500 тонн.
Как мы и обещали нашим читателям, публикацию «Западно-Сибирская транспортная прокуратура ослепла. И заявила об этом письменно.» от 14.09.2010 (рубрика «Новости») «В окияне-море» направил в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. И вот, пришёл ответ за подписью помощника Генерального прокурора Натальи Владимировны Ростовцевой.
ОТ РЕДАКЦИИ. Двадцать восьмой элемент таблицы Менделеева — это никель. Чиновники, которых берут за живое публикации в прессе, часто говорят, поскрипывая зубами: не обобщайте, господа журналисты! Поэтому мы и сузились, и конкретизировались до последней степени — до одного-единственного химического элемента.
«Люди с мест», сибиряки, наши друзья, советовали нам: «Куда вы супротив Норильского никеля? На нём сидит весь бюджет Красноярского края и все краевые чиновники!»
Приводим это обобщение лишь по одной причине: у нас на него есть убедительный ответ. Он в тексте статьи.
Но хотим посоветовать некоторым (отдельным) господам судейским, а также прокурорским: не зарывайтесь, господа. Делайте ваши потусторонние дела аккуратнее.
И совет уже не для чиновников, а для наших читателей.
Как-то раз, в благополучные двухтысячные годы, в газете «Правда» перед самой сдачей номера обратили внимание на заголовок вверху первой полосы: «Меньше надо воровать» (есть в редакции — прим. «В окияне-море»). И ужаснулись. Газета «Правда» советует своим читателям воровать! Хоть, и меньше... Пошли даже на задержку номера, но заменили эти слова на нормальное, с человеческой точки зрения, утверждение, что воровать, вообще, нельзя.
А теперь о влиянии...
- В ближайшие 10 лет ожидается списание подавляющей части речных судов, и без их адекватной замены прогнозируется стагнация речного транспорта, что не допустимо, с учётом его значения в перевозках массовых грузов для национальной экономики и внешней торговли, а также для жизнеобеспечения населения, предприятий и государственных организаций в районах Крайнего Севера ,- так считают участники рсширенного заседания Совета Ассоциации судоходных компаний, о котором «В окияне-море» сообщал в рубрике «Анонсы».
По данным пресс-службы компания «Волжское пароходство», в навигацию 2009 года грузовыми судами Волжского пароходства перевезено 4,5 млн. тонн грузов, что на 17% меньше уровня 2008 года.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).