Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Внутренние водные пути
Какая нитка лучше?
02.03.2010
В содружестве с московскими проектантами ростовские ученые оценят эффективность транспортных путей, создаваемых на Юге России.
Южный научный центр (ЮНЦ) РАН в г. Ростове-на-Дону активно включил-ся в работу по сравнительной оценке технико-экономических характеристик проектов строительства новой судоходной артерии - каналов между Каспий-ским морем и Азово-Черноморским бассейном «Волга-Дон-2» и «Евразия». Он стал соисполнителем работ. А основная нагрузка ляжет на  Московский проектный научно-исследовательский институт, который выиграл конкурс оценщиков. Об этом поведал журналистам председатель ЮНЦ РАН акаде-мик Геннадий Матишов.
Московские проектанты взяли в помощники учёных-южан не случайно. ЮНЦ РАН, организованный в 2002 году, - это целая система научных инсти-тутов, комплексных многопрофильных отделов и специализированных лабо-раторий, расположенных в 14 городах Южного федерального округа - от Та-ганрога до Астрахани и от Волгограда до Грозного. Эта система объединяет свыше 500 научных сотрудников, среди которых более 90 докторов и 200 кандидатов наук.
За сравнительно небольшой период своего существования Центр накопил немалый опыт исследовательских работ. По словам Матишова, только за 2004 - 2008 годы учёными центра было проведено 38 комплексных экспеди-ций по Ростовской и Астраханской областям, Ставропольскому краю, Даге-стану, Калмыкии. Исследовательские работы велись на озере Маныч-Гудило, водохранилищах, реках Дон, Волга, Кура и Терек.
По тематике проекта ЮНЦ РАН несколько лет успешно выполнял работу по программе отделения наук о Земле Российской академии наук «Развитие тех-нологий мониторинга, экосистемное моделирование и прогнозирование при-родных ресурсов в условиях аридного климата».
Кроме того, у коллектива ЮНЦ есть опыт мониторинга природных ресурсов и опасных природных явлений, прогнозов экосистемных процессов и обос-нования природоохранной стратегии.
В новой работе руководство центра планирует задействовать около 70 спе-циалистов. Предстоит провести фундаментальные инженерные экологиче-ские изыскания. На основе экосистемного подхода будет найден оптималь-ный проект будущего канала, полностью соответствующий природоохран-ному законодательству.
Этот проект, по словам главы ЮНЦ, реализуется на средства Евразийского банка развития - финансовой организации, учрежденной правительствами РФ, Казахстана и Армении.
Говорить о результатах исследования пока рано. Но важность и ответствен-ность этой огромной работы очевидна. На Юге России исторически пересе-каются основные пути из Азии в Европы и с юга на север. А Каспийское мо-ре лежит на пересечении многих путей с востока на запад и с севера на юг.
Проблема в том, что судопропускная способность Волго-Донского канала в настоящее время практически исчерпана. Он был введен в эксплуатацию в 1952 году. Первая очередь воднотранспортного соединения включает 18 су-доходных шлюзов. Вторая очередь предполагала строительство второй нитки шлюзов на канале по мере увеличения грузопотока в том же направлении.
Всем прикаспийским государствам необходим надежный путь, связывающий Каспийское море с Мировым океаном. Транспортная система ЮФО может создать серьезную конкуренцию проекту ТРАСЕКА (международный транс-портный коридор Туркмения - Азербайджан - Грузия - Украина) и планам транзита нефти и газа в обход России.
Исследования, организованные на средства Евразийского банка развития, должны дать ответ на главный вопрос:  что лучше вторая нитка Волго-Донского водного пути или канала «Евразия».
Получить однозначный ответ будет непросто. Чтобы собрать убедительные доказательства и с помощью расчётов показать, какой канал эффективнее со-единит два континента и интегрирует Юг России в международную водно-транспортную систему, специалистам предстоит провести большую исследо-вательскую  работу.
В частности, им предстоит дать оценку социальным, экономическим, геопо-литическим и экологическим последствиям реализации проектов как в госу-дарственном, так и в региональном масштабах.
Эту проблему учёные пытались поднимать и раньше, в 2007 году. Во втором томе Атласа социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России, подготовленном ЮНЦ, описывается альтернативный вариант транспортного  канала. В одной из карт авторы сравнили потенциал ВДСК-2, «Евразии» и канала «Казак», который мог бы соединить Каспийское море с Кубанью.
Авторы пришли к выводу, что  комплексный эффект от реализации этих про-ектов непременно затронет не только транспортную сеть, но и социальную инфраструктуру. Будет способствовать решению проблемы занятости насе-ления, «даст импульс в развитии периферийных территорий многих субъек-тов Юга России».
Уже проведены первые комплексные экспедиции по маршруту предполагае-мой трассы ВДСК-2 и канала «Евразия». В ней приняли участие и руководи-тели проекта - сотрудники московского проектного института - и ученые ЮНЦ РАН. Проектантов и учёные остались довольны результатами работ. Теперь предстоит провести подробную экспертизу полученных данных.
Только после завершения всех работ можно будет прийти к обоснованным выводам и  сказать, какой вариант воднотранспортного соединения лучший. Тогда и начнётся подготовка предложений правительствам России и Казах-стана по его реализации.





Материалы рубрики
Теплоход «Таймыр», судовладелец ООО «Линда Шиппинг», порт приписки Нижний Новгород, вёз по Ладоге щебень, 2500 тонн.
Как мы и обещали нашим читателям, публикацию «Западно-Сибирская транспортная прокуратура ослепла. И заявила об этом письменно.» от 14.09.2010 (рубрика «Новости») «В окияне-море» направил в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. И вот, пришёл ответ за подписью помощника Генерального прокурора Натальи Владимировны Ростовцевой.
ОТ РЕДАКЦИИ. Двадцать восьмой элемент таблицы Менделеева — это никель. Чиновники, которых берут за живое публикации в прессе, часто говорят, поскрипывая зубами: не обобщайте, господа журналисты! Поэтому мы и сузились, и конкретизировались до последней степени — до одного-единственного химического элемента.
«Люди с мест», сибиряки, наши друзья, советовали нам: «Куда вы супротив Норильского никеля? На нём сидит весь бюджет Красноярского края и все краевые чиновники!»
Приводим это обобщение лишь по одной причине: у нас на него есть убедительный ответ. Он в тексте статьи.
Но хотим посоветовать некоторым (отдельным) господам судейским, а также прокурорским: не зарывайтесь, господа. Делайте ваши потусторонние дела аккуратнее.
И совет уже не для чиновников, а для наших читателей.
Как-то раз, в благополучные двухтысячные годы, в газете «Правда» перед самой сдачей номера обратили внимание на заголовок вверху первой полосы: «Меньше надо воровать» (есть в редакции — прим. «В окияне-море»). И ужаснулись. Газета «Правда» советует своим читателям воровать! Хоть, и меньше... Пошли даже на задержку номера, но заменили эти слова на нормальное, с человеческой точки зрения, утверждение, что воровать, вообще, нельзя.
А теперь о влиянии...
- В ближайшие 10 лет ожидается списание подавляющей части речных судов, и без их адекватной замены прогнозируется стагнация речного транспорта, что не допустимо, с учётом его значения в перевозках массовых грузов для национальной экономики и внешней торговли, а также для жизнеобеспечения населения, предприятий и государственных организаций в районах Крайнего Севера ,- так считают участники рсширенного заседания Совета Ассоциации судоходных компаний, о котором «В окияне-море» сообщал в рубрике «Анонсы».
По данным пресс-службы компания «Волжское пароходство», в навигацию 2009 года грузовыми судами Волжского пароходства перевезено 4,5 млн. тонн грузов, что на 17% меньше уровня 2008 года.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).