Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Рыболовство
Рыба есть – рыболовецкого флота нет
04.03.2010
На фоне финансового кризиса, добивающего все отрасли хозяйства и экономики, никто уже не слышит ни о темпах роста, ни о финансировании. Повсюду падения объемов производства… Но только не в рыбном хозяйстве. Как это ни удивительно, рыбопромысловый комплекс показывает устойчивый рост основных показателей.
Даже инвестиции выросли на 29%. Повысился и денежный оборот организаций рыбной промышленности.
Российские рыбаки увеличивают темпы и объемы улова, за 2009 год водных биоресурсов было добыто на 12% больше, чем в 2008. Отмечено, что сейчас по добыче мы достигли рекордного количества за всю историю наблюдений за тихоокеанскими лососевыми.
Нетрадиционная для кризиса ситуация. Но и здесь есть свои проблемы. Каждый год во Владивостоке проводится Международный конгресс рыбаков. Обсуждаются тенденции развития отрасли, отмечаются многочисленные положительные моменты, а рыбаки обращаются к властям со своими замечаниями.
Первое, с чем обратились рыбаки в этот раз – губительное старение флота и невозможность что-либо исправить без законодательной и финансовой поддержки государства. Около 80% рыбопромыслового флота сейчас работает сверх эксплуатационного срока. За последние 5 лет в состав флота поступило всего 357 судов. В основном это иностранные суда, бывшие в эксплуатации. Срок службы половины из них превышает 15 лет. Если срочно не начать глобальное обновление флота, то к 2015 году общий объем уловов сократится до 2,6 млн. тонн по сравнению с нынешним уровнем 3,2-3,3 млн. тонн.
Обстановка достаточно критическая. Ведь старение флота провоцирует и катастрофы. Вспомнить хотя бы прошлый год, затонувшее мурманское судно «Коралнес» в Норвежском море. Причина гибели проста – изношенность корабля. Не говоря уже о том, что старые технологии не позволяют нам сейчас осваивать некоторые виды морских биоресурсов.
Низкая рентабельность судов, невозможность поддерживать их в нормальном техническом состоянии влечет и нецелесообразность вложения дополнительных средств. Если говорить о страховании кораблей, то рыболовецкие компании просто не включают этот пункт в список своих расходов.
Вопрос, конечно, масштабный, ведь менять придется почти весь рыболовецкий флот. Наши компании не в состоянии выделить такие средства. Строительство крупнотоннажного судна обойдётся в 40-50 млн. долларов. Тем не менее, усилия рыбаков не пропали даром, они были услышаны государством. За решение вопроса взялись высшие органы власти. Правительство даже сделало это одним из основных направлений экономической политики. Главным выходом из сложившейся ситуации стороны видят в том, что государство должно на условиях лизинга передавать новые суда рыбопромысловым компаниям, которые тоже могли бы вкладываться в их строительство в небольшой части.
Так что, в строительстве флота России государство обязательно будет участвовать. Из 8,5 миллиардов рублей Федеральной целевой программы по развитию гражданского флота, на рыбопромысловый флот предусмотрен 1 миллиард рублей. Будут объявлены конкурсы на проекты, которые государство берется курировать.
По оценке Росрыболовства для Дальневосточного бассейна до 2020 года нужно построить 562 судна, иначе просто не будет возможности осваивать исключительную экономическую зону. При этом на выступлении на Международном конгрессе рыбаков руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний настойчиво призвал иностранных инвесторов к участию в программах по судостроению.
Вообще, по его мнению, ни одна страна мира не ведет рыбодобывающую промышленность без помощи государства. Наше рыбацкое сообщество до последнего времени, пожалуй, было в этом уникально. Андрей Анатольевич привёл пример работы пусанского рыбного рынка. Он построен на 80% за счёт федерального бюджета Кореи, на 20% – мэрии Пусана. Работают там частные компании, выигравшие конкурс.
 Государством уже были выделены кредитные ресурсы на строительство и модернизацию судов, обновление рыбоперерабатывающего оборудования, модернизацию холодильного оборудования. И, конечно, готовятся предложения по выделению средств на строительство судов по лизинговым программам.
Но за короткое время будет невозможно преодолеть эту ситуацию, ведь рыбаки привыкли закупать подержанные суда за рубежом, не находя соответствующих предложений на нашем рынке. Трудно будет и судоверфям: при строительстве судов основная инвестиционная часть объекта – дорогостоящее оборудование – не приносит прибыли.
Но пока, как отметил А. Крайний, иных путей изменения ситуации с устаревшим флотом на сегодня нет. Будем надеяться, что долгожданная реакция государства сделает свое дело.





Материалы рубрики
Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) - общественная организация, которая активно отстаивает интересы своих членов и участвует в решении отраслевых проблем. Как уже сообщал в «В окияне-море», состоялось Общее годовое собрание ассоциации, были приняты важные решения.
Не станем пересказывать выступления участников собрания: они, в целом, не противоречили друг другу.
Просто предлагаем вниманию читателей доклад Президента ВАРПЭ Юрия КОКОРЕВА — в том виде, как он прозвучал для членов ассоциации. На наш взгляд, Ю.Кокоревым была приведена конкретная информация, существенная для всех рыбаков, и высказаны принципиальные, программные предложения.

Эта фраза: — «Всю рыбу — на российский берег», — стала крылатой с лёгкой руки приморского губернатора Сергея Дарькина. Он произнёс её однажды на заседании Морской коллегии, в которой на тот момент председательствовал в качестве главы российского правительства Михаил Фрадков. Премьер-министр высоко оценил радикальность губернаторского предложения, но сказал, что такой подход много чего не учитывает.
Однако не прошло с той поры и четырёх лет, как идеи Дарькина обрели плоть в виде постановления Правительства РФ №184 от 19 марта 2008 года, подписанного премьером Владимиром Путиным.

А было ли учтено то, чего, по мнению Фрадкова, не учитывал Дарькин?
Об этом наш специальный корреспондент беседует с сенатором Борисом СОРОКИНЫМ, представителем от законодательного органа государственной власти Камчатского края и заместителем председателя Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, Почётным работником рыбной отрасли.
Ко всем вышеперечисленным титулам добавим главное. Сенатор Сорокин — настоящий рыбак. Он прошёл всё — от матроса-рулевого до капитана супертраулера. Затем, уже в должности генерального директора, руководил одним из крупнейших в России рыболовецких предприятий — ОАО «Океанрыбфлот»...
В общем, понимающий человек.
На фоне финансового кризиса, добивающего все отрасли хозяйства и экономики, никто уже не слышит ни о темпах роста, ни о финансировании. Повсюду падения объемов производства… Но только не в рыбном хозяйстве. Как это ни удивительно, рыбопромысловый комплекс показывает устойчивый рост основных показателей.
Развитие морского рыболовства России во многом будет зависеть от способности экономики страны в целом преодолеть кризисную ситуацию и улучшения инвестиционного климата в первую очередь в рыбодобывающем секторе. Только тогда мы сможем приступить к широкому обновлению промыслового флота, а также модернизации обрабатывающего комплекса.
Но чтобы преодолеть экономические трудности, необходим правильный диагноз проблем, а значит, их историческое осмысление и прогноз на будущее.
Канадские рыбаки недосчитались миллионов лососей, сообщает AFP в четверг, 13 августа. Тихоокеанская Красная нерка (Oncorhynchus nerka) ежегодно возвращается в канадскую реку Фрейзер. Обычно в период с июня по август в канадской реке насчитывается, в среднем, от шести до десяти миллионов этих лососевых рыб, что является необходимым условием для их промыслового лова.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).