Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Арктика и Антарктика
Таяние льда вдохновляет бизнес
02.03.2010
Глобальнее потепление открывает колоссальные перспективы для коммерческих грузоперевозок, заставляет бизнес соседних с Россией государств строить глобальные планы по освоению новых северных путей.
Это значит, что времени на раскачку уже не остаётся. И нам придётся активнее отстаивать свои национальные интересы на территориях северных морей и Северного Ледовитого океана.
Оценки учёных заставляют спешить
Все чаще в последнее время в прогнозах развития Арктики затрагивается тема изменения климата. Лёд стремительно тает от того, что  растет среднегодовая температура. На суше и море освобождаются огромные территории. Их заселяет живность.
Проблема перемены климата притягивает учёных со всего мира. Их наблюдения и прогнозы заставляют страны и континенты изменить привычные представления об организации грузоперевозок на северной карте мира. 
Объяснение тому, что происходит в природе, можно найти в отчете Межправительственной группы по изменению климата при ООН. В прошлом веке, говорится в нём, произошло самое резкое потепление за последнюю тысячу лет, а в Арктике температура росла в два раза быстрее, чем в других частях света. За 20 лет ледяная поверхность Северного Ледовитого океана уменьшилась на 5%, а лед стал тоньше на 40%.
Все люди Земли должны принять как данность тот факт, что среднегодовая температура до 2100 года будет расти в диапазоне от 1,5 до 6 градусов. И согласно некоторым климатическим моделям, Северный Ледовитый океан станет свободным ото льда уже к 2050 году. А значит Северо-Западный и Северо-Восточный морские проходы превратятся в самые короткие торговые пути из Америки в Европу и из Европы в Азию.
По теории, уже скоро глобальное потепление до неузнаваемости изменит весь мир. Так, путь от Лондона до Токио через Северо-Восточный проход (чаще называемый Северным морским путем), к примеру, сократится с 21 до 16 тыс. км по сравнению с обычным маршрутом, проходящим через Суэцкий канал.
Такие прогнозы отвечают экономическим интересам многих государств мира. Оптимизация грузоперевозок позволит экономить топливо, значительно ускорять доставку грузов из континента в континент.
Благодаря глобальному потеплению может быть установлено межконтинентальное морское сообщение по Северному Ледовитому океану. А значит, сократится протяженность морских перевозок.
Таяние льдов позволит сделать Севморпуть магистралью круглогодичной навигации. Сегодня перевозки по его западному сектору (от порта Дудинка до Чукотки) возможны только с середины июля до конца октября. Но очень скоро путь от западного побережья США до Юго-Восточной Азии станет на 40% короче, если пройдет по арктическим широтам, а не через Панамский канал. Навигация в Северо-Западном проходе будет продолжаться 100 дней в году, вместо сегодняшних 20. Одно это задаст немало работы и бизнесу, и специалистам по логистике. Согласно оценкам норвежской судоходной компании Hoegh, это позволит судовладельцам экономить на одной перевозке до 125 тыс. евро.

Глобальные претензии
В западных СМИ можно прочесть о том, что совсем скоро глобальное потепление может обернуться обострением тлеющих территориальных конфликтов. Северные страны вступили в нешуточную борьбу за право распоряжаться огромными богатствами, лежащими на дне арктического шельфа, а также за статус морских проливов. Так, Канада считает, что на Северо-Западный морской проход распространяется её суверенитет, а США настаивают на том, что проливы являются международными водами. Канада желала бы в одиночку определять, кому давать право прохода через арктические акватории, а также устанавливать экологические требования к судам, осуществляющим навигацию. Канадцы все чаще посылают в Северо-Западный проход корабли береговой охраны, беря пример с норвежцев, силой отстаивающих спорный статус акватории Шпицбергена.
В интервью норвежской газете Aftenposten известный канадский политолог Брюс Кэмпбелл заявляет о том, что «намерение Канады состоит в том, чтобы убедить другие страны в канадской принадлежности проливов». «Было бы огорчительно потерять суверенитет в распоряжении акваторией, - продолжает Кэмпбелл, - а это определенно произойдет, если не демонстрировать свое присутствие, - считает исследователь. - Не так давно между Данией и Канадой едва не разгорелся конфликт из-за того, что канадские военные моряки водрузили флаг с кленовым листом, вместо сорванного датского, на крошечном острове Ханса, лежащем в проливе между Гренландией и Канадой. Ясно, что речь никогда не шла об острове Ханса, как о спорной территории. Поднимается вопрос о том, какие ресурсы лежат на дне в его окрестностях. Демонстрация флага была важным символическим жестом».

Комбинированные маршруты
Ждать полной очистки Арктики ото льда придётся ещё довольно долго. И поэтому, сегодня специалисты по логистике разрабатывают альтернативные маршруты межконтинентальных грузовых перевозок. В предложенной правительством Норвегии Стратегии развития северных регионов существенное место отводится развитию транспортного сообщения в губерниях Финнмарк, Трумс и Нурланн. Среди перспективных проектов рассматривается North East West Corridor (N.E.W.) - организация комбинированного морского и железнодорожного транспортного грузового коридора из США в Китай и обратно. Проект предусматривает доставку контейнерных грузов с восточного побережья США до порта Нарвика (губерния Нурланн), а далее по железной дороге через Швецию, Финляндию и Россию в Китай. Из России до Китая есть два маршрута: груз доходит по Транссибу до Владивостока и оттуда доставляется в Китай морем либо поездом через Казахстан в Урумчи.
Комбинированный маршрут позволит доставлять груз на три недели быстрее, чем морским путем, даже без учета прохода таких узких мест, как международные каналы и проливы. Реализовать проект предполагается на основе партнерства бизнеса и власти. Но при этом зарубежные компании не отказываются от планов развития северного мореходства.
Газета Aftenposten сообщает, что Северная Норвегия может стать ключевым центром трансграничного судоходства, поскольку здесь есть незамерзающие порты, обладающие всей необходимой инфраструктурой. К примеру, в них можно перегрузить контейнеры с обычного судна на специально предназначенное для плавания среди льдов. Порты Финнмарка, Трумса и Нурланна могут также предоставлять судам все необходимые сервисные услуги. «Чем меньше льда в Северном Ледовитом океане, тем больше возможностей для торгового судоходства», - считает директор департамента внешних связей Союза судовладельцев Норвегии Ларс Альмклов.

Норвежская логика
«Мы должны мыслить масштабно», - полагает полярный эксперт и лидер Союза предпринимателей губернии Трумс Юхан Петтер Барлиннхауг. Многие рассматривают в качестве важнейшего пункта полярного судоходства Мурманск, но сам Барлиннхауг считает, что для транспортной связи лучше приспособлены норвежские порты. По его мнению, норвежские политики не видят дальше прибрежных акваторий. Такие страны, как Россия, США и Канада, работают над планами расширения судоходства и добычи углеводородов в акваториях, расположенных далеко на севере, о чем Норвегия пока не помышляет. Если «отталкиваться от этого факта, становится понятно, почему такие великие державы, как Индия и Китай, наращивают свое присутствие в Арктике, проводя среди прочего научные исследования на Шпицбергене». Как считает Барлиннхауг, весь мир устремился на Север навстречу открывающимся возможностям.
Барлиннхауг уверен, что «судоходство по Северному Ледовитому океану можно открыть до того, как здесь исчезнет лед». С экспертом согласен заместитель председателя законодательного органа губернии Финнмарк Рунар Шостад, который очень хотел бы расширения деятельности портов. Он подчеркивает, однако, что решение этого вопроса полностью зависит от усилий бизнеса и поддержки центральных властей. «Требуется национальный подъем. Мы с радостью поддержим рост хозяйственной активности, которая прямо касается расширения портов Киркенеса, Альты и Хаммерфеста», - считает Шостад.

Разные мнения
Региональные власти северных норвежских губерний лелеют мечту о собственном масштабном транспортном проекте.
В случае реализации таких проектов Финляндия получит выход к Баренцеву морю, а Киркенес будет связан с Россией обходной железной дорогой. Порт сможет обрабатывать и отправлять на юг России грузы, поступающие по Северному морскому пути.
Как считает начальник порта Киркенеса Оддгейр Даниэльсен реализовать проект железной дороги Киркенес - Рованиеми будет проще, чем построить ветку Киркенес - Никель, поскольку финские партнеры «более предсказуемы». Юхан Петтер Барлиннхауг, представляющий Нурланн, считает целесообразным развитие порта Нарвика, при этом он выступает за расширение не железнодорожного, а автомобильного сообщения Киркенеса с Мурманской областью. Барлиннхауг заявлял также о невыгодности расширения инфраструктуры портов Будё и Трумсё: по его мнению, этим городам следует развивать железнодорожное сообщение.

Наш ответ конкурентам
В ответ на это власти Мурманской области считают, что главным транспортным звеном на Севере должна стать столица региона. Губернатор Юрий Евдокимов уже докладывал на совещании в российском Министерстве транспорта о результатах разработки обоснования инвестиций в проект комплексного развития Мурманского транспортного узла.
Евдокимов, в частности, обращает  внимание на то, что лоббирование странами Северной Европы строительства транспортных коридоров между США и Азиатско-Тихоокеанским регионом наносит ущерб портам Мурманска и Архангельска. Как заявил губернатор, соединение магистрали Белкомура (Белое море - Коми - Урал) с дорогами Финляндии и Норвегии снизит конкурентоспособность северных российских портов: «Тогда грузы уйдут к соседям. Недаром Норвегия так заинтересована в строительстве этой магистрали».
Соседние страны активно готовятся к длительной навигации по Северо-Западному и Северо-Восточному морским проходам. Уже сегодня они  строят грандиозные планы по созданию комбинированных морских и железнодорожных коридоров для доставки грузов из Америки в Азию.
Мы не можем оставаться в стороне от этих процессов. Чтобы превратить наши северные порты в ключевые транспортные звенья, российским регионам следует разработать собственную комплексную транспортную стратегию. В качестве аналога вполне уместно применять наработки норвежцев, тем более что в этих проектах принимала участие российская сторона.
Специалисты полагают, что  целесообразно также использовать возможности международных программ регионального сотрудничества, таких как Баренцев евро-арктический регион и «Северное измерение». Но какие бы перспективные проекты мы не придумывали, в первую очередь следует опираться на партнерство собственного бизнеса и власти.
 Помочь в освоении северных морских просторов призван федеральный закон «О Северном морском пути». Он должен открыть российским компаниям возможности развития важнейшей судоходной магистрали, в которой транспортные узлы Мурманска и Архангельска займут ключевое место.





Материалы рубрики
ХХI век станет веком международного круглогодичного использования Севморпути,
считают эксперты норвежского Института Фритьофа Нансена. И это ещё одна причина, по которой его нельзя расширять на Запад , считают члены Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике и депутаты Госдумы.
Председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов дал интервью телевизионной программе "Сенат" в связи первым по счёту заседанием нового Экспертного совета - по Арктике. В связи с актуальностью темы предлагаем нашим читателям полный текст интервью
Стокгольмский Институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал исследование "Китай готовится к Арктике, свободной ото льда". Его автор Линда Якобсон утверждает, что китайцы с особой подозрительностью относятся к намерениям России в регионе и опасаются, что, даже если требования Москвы на расширение своей части арктического шельфа не будут удовлетворены, Россия будет взимать слишком большие сборы при проходе кораблей в ее исключительной экономической зоне.
Глобальнее потепление открывает колоссальные перспективы для коммерческих грузоперевозок, заставляет бизнес соседних с Россией государств строить глобальные планы по освоению новых северных путей.
Это значит, что времени на раскачку уже не остаётся. И нам придётся активнее отстаивать свои национальные интересы на территориях северных морей и Северного Ледовитого океана.
Архангельские корабелы обеспокоены тем, что, широко открывая водные ворота иностранным компаниям, мы можем, сами того не желая, спровоцировать экспансию иностранных перевозчиков на внутренних арктических перевозках, потерю доходов российских судоходных компаний, дефицит финансовых средств на обновление флота, снижение налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).