Говорят, они начнутся прямо с грядущего понедельника.

Арктика и Антарктика
Арктику мы никому не отдадим
02.03.2010
Подготовка ко Второму Арктическому Международному Экономическому форуму, который пройдёт в Мурманске в начале октября 2010 года, ещё только начинается, но уже сегодня можно сказать, что одной из главных тем на нём будет новая «Стратегия развития Арктики», подготовленная Министерством регионального развития.
Представляя этот основополагающий документ в рамках подготовки к форуму, спецпредставитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров сказал, что основной смысл Стратегии заключается в том, что «мы Арктику никому не отдадим».
Как только Стратегия будет утверждена указом президента, начнётся разработка федеральной целевой программы по Арктике на среднесрочный и долгосрочный период. Так что можно с уверенностью утверждать: несмотря на то, что в последнее время США, Канада, Норвегия и Дания развили особую активность на белом континенте, в том числе и в военной области, от своих интересов мы не собираемся отказываться.
Как известно, Россия уже подавала специальной комиссии ООН заявку на расширение своего континентального шельфа в 2001 году. В качестве доказательства своих прав мы представили уникальную карту дна Ледовитого океана, которую советские ученые разрабатывали в течение 30 лет. Однако попытка отстоять свои национальные интересы была отвергнута, как сочли международные эксперты, «за недостатком доказательств».
Но в последнее время появились новые данные, собранные экспедицией ВНИИ Океангеология, которые могут позволить России отстоять своё право увеличить свой континентальный шельф в Северном Ледовитом океане более чем на миллион квадратных километров. Потенциальные запасы углеводородного сырья на этой территории составляют около 10 миллиардов тонн условного топлива.
Вопреки распространенному мнению, речь не идет о расширении территории государства или исключительной экономической зоны. Каковы бы ни были результаты экспедиции, ни территория России, ни ее экономическая зона не изменятся. Тем не менее, если на основании собранных экспедицией данных Россия сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, то она получит суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов на территории площадью более миллиона квадратных километров.
Эксперты высказывают мнение, что уточненная заявка России на арктический шельф будет готова не раньше 2013 года.
Однако Артур Чилингаров считает, что с заявкой надо поспешить. Россия должна обосновать свои претензии  на Арктические пространства уже в 2010 году.
Напомним, что в 1982 году  ратифицирована Конвенция по морскому праву, в которой с 1997 года участвует Россия. Согласно этому документу континентальный шельф включает в себя морское дно и недра до «внешней границы подводной окраины материка», его минимальная протяженность составляет 200 морских миль от берега. Прибрежные государства имеют суверенные права для разведки и разработки природных ресурсов шельфа. В связи со сложностью определения внешних границ расширенного континентального шельфа пока ни одна страна не установила такие границы. И чем скорее Россия докажет, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, тем быстрее она сможет претендовать на получение дополнительных 1,2 миллиона квадратных километров площади в Арктике и на разработку месторождений нефти и газа на треугольнике Чукотка — Мурманск — Северный полюс. 
Активная разведка и разработка нефтегазовых месторождений на побережье и континентальном шельфе северных и дальневосточных регионов России, освоение новых месторождений приведут к значительному увеличению грузопотоков в Западном районе Арктики и дальневосточных морях уже в среднесрочной перспективе.
Развитие арктической морской транспортной системы, действующей на Северном морском пути, является важнейшей частью национальной политики России в области транспорта. Северный морской путь определяется как важнейшая часть инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера, связывающая внутренние водные пути Сибири в единую транспортную систему Севера России.
Все эти проекты достаточно органично вписываются  в  планы  национальной морской политики в Арктике, обозначенные в «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г.»  А она, в частности, предусматривает решение таких долгосрочных задач, как:
-  защита суверенитета, суверенных и международных прав Российской Федерации на Арктическом региональном направлении;

- создание условий для деятельности Северного флота в Баренцевом, Белом и других арктических морях, на трассе Северного морского пути;

- учет оборонных интересов государства при разведке и разработке запасов биоресурсов и минерального сырья в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

- обеспечение национальных интересов Российской Федерации в отношении Северного морского пути, централизованное государственное управление этой транспортной системой, ледокольное обслуживание и предоставление равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным;

- сохранение мирового лидерства в строительстве и безопасной эксплуатации атомного ледокольного флота;
В целях интеграции Северного морского пути в мировую транспортную систему Минтранс России проводит мероприятия по закреплению статуса Северного морского пути как самостоятельного Евроазиатского морского транспортного коридора под российским управлением. Об этом и пойдёт
речь на Втором Арктическом Международном Экономическом форуме в  Мурманске.





Материалы рубрики
ХХI век станет веком международного круглогодичного использования Севморпути,
считают эксперты норвежского Института Фритьофа Нансена. И это ещё одна причина, по которой его нельзя расширять на Запад , считают члены Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике и депутаты Госдумы.
Председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов дал интервью телевизионной программе "Сенат" в связи первым по счёту заседанием нового Экспертного совета - по Арктике. В связи с актуальностью темы предлагаем нашим читателям полный текст интервью
Стокгольмский Институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал исследование "Китай готовится к Арктике, свободной ото льда". Его автор Линда Якобсон утверждает, что китайцы с особой подозрительностью относятся к намерениям России в регионе и опасаются, что, даже если требования Москвы на расширение своей части арктического шельфа не будут удовлетворены, Россия будет взимать слишком большие сборы при проходе кораблей в ее исключительной экономической зоне.
Глобальнее потепление открывает колоссальные перспективы для коммерческих грузоперевозок, заставляет бизнес соседних с Россией государств строить глобальные планы по освоению новых северных путей.
Это значит, что времени на раскачку уже не остаётся. И нам придётся активнее отстаивать свои национальные интересы на территориях северных морей и Северного Ледовитого океана.
Архангельские корабелы обеспокоены тем, что, широко открывая водные ворота иностранным компаниям, мы можем, сами того не желая, спровоцировать экспансию иностранных перевозчиков на внутренних арктических перевозках, потерю доходов российских судоходных компаний, дефицит финансовых средств на обновление флота, снижение налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
121304 г.Москва, ул.Большая Бронная, д.23, стр.1. Телефон: + 7 (495) 972-30-40; факс: + 7 (495) 972-31-41; +7 926 378-28-38;e-mail: vs@publicsea.ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС77-41692 от 30 августа 2010 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).